Я не связан со сферой образования и не решусь давать свои оценки реформе образования и новому закону. Подозреваю, что он, как и все в нашей стране, не несет признаков завершенности или хотя бы законченности. Но это всего лишь подозрения.
Выскажусь только по поводу малюсенького сегментика — реакции соседних государств.
Прежде всего, всех, кто недоволен Украиной, надо попросить встать в очередь. Россия — первая, далее — все остальные. Могут бросить между собой жребий, могут по алфавиту, по размеру своего этнического меньшинства на нашей территории. Это совершенно неважно.
Ясно, что они попытаются все и сразу, так как при всем хаосе и бардаке на Украине тушка слишком велика даже для небольшой группы грызунов.
Со всеми и сразу мы можем поговорить с ними в Совете Европы или в других специализированных международных учреждениях, которые разбираются в вопросах прав нацменьшинств. Там все желающие смогут извлечь загнанный им Украиной нож в задницу и в манере уважительной, и без ориентированных на внутреннего потребителя истерик и патетики, объяснить, что в украинском законе не соответствует каким нормам каких европейских или международных конвенций, хартий и т.д., касательно прав коренных народов и национальных меньшинств.
О том, что их не устраивает индивидуально, мы поговорим тогда, когда выясним нарушила Украина своим законом хоть какую-нибудь норму европейского права. Если нет — то говорить на двустороннем уровне мы будем только при условии вежливой просьбы, и если нам пообещают что-то взамен.
Пока шовинистический угар наших соседей и подсказанная румынами молдаванам хитрость не пойдут на спад, мы можем делать вид, что контузия после обстрела русскими еще не миновала, и мы не все слышим.
А то, что в Венгрии и Польше к власти дорвались махровые шовинистические круги, сомнений нет. Не только у меня, но и у многих в Брюсселе, Страсбурге и т. д.
Поэтому спокойно готовимся отстаивать свою позицию: изучаем их аргументы и готовим собственные контраргументы.
Кстати, тут еще надо хорошо подумать, не отказаться ли нам от искренней помощи Венгрии (которой она теперь имеет наглость нас упрекать), ибо во все времена нашей независимости их помощь Украине была преимущественно помощью венгерскому нацменьшинству. Так что как бы так венгры, вытянув со спины наш нож, не всадили его своей же рукой себе в другое место.
Мне импонирует предложенный в законе подход, когда коренным народам мы гарантируем все и за счет налогоплательщиков Украины, а другим этническим группам мы обеспечиваем достаточные возможности, позволяем иметь экстра за небюджетные средства и помогаем. Это справедливо. Не думаю, что кто-либо из наших соседей делает для украинцев больше.
Но неожиданно острая и созвучная реакция этнических меньшинств на Украине с соответствующими национальными государствами свидетельствует о том, насколько плохо и неумело Украина охраняет границы национального образования, и как безутешно выглядит работа с организациями нацменьшинств.
Мы можем выставить в очередь все желающие поссориться с нами иностранные государства. Но нацменьшинства — это украинские граждане. И игнорировать их означает игнорировать себя, а это было бы большой ошибкой. Здесь уже Минобразования должен становиться в очередь пообщаться с соответствующими организациями.
Поэтому приняли закон — пусть будет. Но работа на этом, судя по всему, совсем не закончилась. И то, что не додумали работники в сфере образования, сейчас должны тихо и эффективно доработать дипломаты.