А так ли важен вопрос — на каком языке вы говорите?
Я люблю украинский язык. Собственно, что значит — люблю? Я его понимаю, уважаю, знаю. Мне нравится, как он звучит. Но мне также импонирует и русский язык. Наверное, мне бы нравился и какой-нибудь хинди или суахили, если бы я их знала. А то получается, как в старом анекдоте:
— Мойша, тебе Карузо нравится?
— Нет!!!
— А ты его слушал?
— Да, вчера Рабинович на кухне напел — картавит, фальшивит, в ритм не попадает… Короче — ужас!
Подозреваю, что обвинения в адрес украинского языка, которые звучат из уст украинофобов — типа «скудный язык», растут как раз из этого анекдота. Чтобы судить о языке надо его, по крайней мере, знать. А лучше — знать хорошо. Так же, оценивая украинскую литературу, стоило бы что-то почитать за пределами школьной и институтской программы. Когда мне мои русскоязычные друзья говорят, что украинской литературы не существует, я всегда спрашиваю, а что ты читал? Как правило, что-то революционное из Франко «про скалу» в пятом классе, и из Шевченко про Катерину? Все?
То же самое я могу закинуть и людям, которые при звуках русского языка делают такое лицо, будто что-то несвежее понюхали… А что вы читали, кроме «школьного» Пушкина или Некрасова?
Язык у нас — то, как знамя, то, как символ революции. Короче, язык, как что угодно, только не то, чем он является в первую очередь — средством коммуникации. Я не говорю, что средство коммуникации не должно быть красивым и с национальным колоритом. Возьмем, к примеру, телефон, а лучше —смартфон. Тоже средство коммуникации. Он может быть красивым, супермодным, даже сине-желтым или с черногорским орлом. Но никому же не придет в голову организовать массовые протесты против угнетения, например (я утрирую), смартфонов?
Впрочем, символ, знамя, идола (даже идолище!) можно сделать из чего угодно. А после — бить поклоны, приносить жертвы и устраивать войны против деревянного божка иного цвета и формы. Неужели народ настолько туп, что не желает видеть за идолами конкретных кукловодов, которые их (идолов с определенной идеологической начинкой) выстругали из бревна и всучили людям, сказав, что это круто? Неужели народ настолько слеп, что не видит, как на его «возвышенных» чувствах тупо наживаются потомки Карабаса и Папы Карло?
Месть богов
Помните легенду о том, как строили Вавилонскую башню? Изначально люди разговаривали на одном языке. Работа спорилась, башня уже почти упиралась в небеса, глядишь, еще чуть-чуть и доберутся людишки до божественных чертогов. Естественно, богам такая борзость не могла прийтись по вкусу. План мести был простенький и элегантный — разделить людей на языковые группы, то есть — воздвигнуть языковые барьеры. План сработал на все сто — люди перестали понимать друг друга, и строительство доблестно похерили.
Так что ничего нового кукловоды не придумали — стырили проверенную идею у авторитетов. А мы пыхтим, тужимся, строим государство — Страну с большой буквы, европейскую, можно сказать, державу. Но мы ее никогда не построим, пока будем постоянно зациклены на вопросах языка, или еапример национальной идентичности. Как Вавилонскую башню.
И так ли важно, кто и на каком языке разговаривает? Не важнее ли, что он делает для этой страны и какой посыл несет людям?
Я уже давно не смеюсь над акциями, типа сожги ресторан «М…» за русский язык или там выплюнь конфетку «Р…» с оберткой на вражеской мове. Почему бы не пойти дальше? Из патриотических чувств срывать на улице с барышень иностранную одежду, прокалывать шины неукраинским машинам — ломать вражескую технику! Хотя, луддиты — тоже импортное веяние, так что ничего нового наши «креативщики», поверьте, придумать просто не способны!
Хотя, что спрашивать с рядовых патриотов, если даже великие и ужасные защитники- всего украинского — лидеры националистических движений — ездят на иностранных джипах, а не Ланосе или Шевроле, собранном в Запорожье.
О Западной Украине и восточных патриотах
Как человек, родившийся и выросший в Тернополе, могу с уверенностью сказать — языкового вопроса в Западной Украине не существует. Он существует в Киеве, он существует в СМИ, он существует в зангажированных головах «украинских типа патриотов». А в Тернополе его нет! Ни одному нормальному тернополянину не придет в голову относиться предвзято к русскоязычному соседу. Говорить по-украински в Тернополе естественно, как дышать, но из этого никто никогда не делал священную корову.
В связи с этим меня особенно умиляют пафосные манифесты на эту тему, большей частью, кстати, принадлежащие экзальтированным девицам из Киева или Восточной Украины. Звучат они примерно так — «с этой минуты я разговариваю только по-украински!» Ну, разговариваешь — разговаривай себе тихонько, зачем орать на всю страну?! А подается такой поступок почти как личный подвиг! Куда ни плюнь — попадешь в Жанну Д'Арк! Ясен пень — мы же в дикое время живем! За украинский язык у нас на кол сажают, или, как минимум, лишают работы и учебы!
Чем гордитесь, девочки? В чем подвиг-то? Неужели — выучить государственный язык? Или тешит самолюбие, что папа и мама в фрустрации? Так это к дедушке Фрейду! Как-то слишком попахивает подростковым гормональным взрывом (или сбоем). Это, как если бы наш иммигрант в Великобритании написал в ФБ, что отныне будет разговаривать только на английском… Лечить электричеством!
Как по мне, все банально и просто — человеку очень хочется выделиться, а выделиться-то как раз и нечем. Украинский они выучили! Вот если бы вы, дорогие, на китайском заговорили, тогда я бы восхитилась. По-настоящему восхитилась.
P.S.
А закончить свой спич хочу тем, с чего начала. Я люблю украинский язык, я знаю его, понимаю и ценю. Но время от времени я пишу и разговариваю по-русски, причем, по тем же причинам. И мне очень не нравится, когда людей оценивают по цвету кожи, волос, национальности и языку. Мне неприятно, когда умные, казалось бы, люди набивают шишки на лбу (причем, не только себе, но и другим!), поклоняясь рассохшемуся деревянному истукану, грубо выструганным ушлым Папой Карло.
Пардон за пафос, но может, когда мы перестанем зацикливаться на совершенно непродуктивном вопросе языка, национальности, религии и цвета кожи, у нас получится достроить нашу «вавилонскую башню», имя которой — Независимое Европейское Государство Украина!