Северодонецк, Украина, — Цель Юхана — мир в горячих точках земного шара. Конца противостояниям не видно.
Житель Арвики Юхан Хитрэус (Johan Chytraeus) — наблюдатель в охваченном войной регионе Украины.
Хитрэус работает по заданию ОБСЕ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ сейчас — орган ООН, но история ее создания корнями уходит в дни холодной войны, когда ее задачей было сделать возможным новый двусторонний диалог между Востоком и Западом.
По многим вопросам ОБСЕ работает через диалог и сбор информации, сотрудники организации работают на месте событий, пытаясь способствовать решению конфликтов, стабилизации и восстановлению охваченных войной районов.
На сегодняшний день в ОБСЕ входит 57 стран, включая Украину.
«В этом конфликте мы — глаза и уши международного сообщества. Мы занимаемся мониторингом по всей стране, а в Восточной Украине мы посылаем отчеты с обеих сторон от линии конфликта», — говорит Юхан Хитрэус.
Многоуровневый конфликт
Конфликт на Украине сложен, он разворачивается на нескольких уровнях. Одна из множества препосылок — напряженность между украинскоговорящей частью населения и русскоговорящим меньшинством, исторические корни которой уходят в Россию. Различные представления об идентичности и национальной принадлежности, а значит, о политическом будущем Украины, подрывают единство.
В 2014 году после народного восстания Евромайдан обострились новые противоречия. Это случилось после того, как пророссийский президент Янукович отказался подписать обещанный договор о сотрудничестве и торговле с ЕС, хотя многие видели в нем возможность сблизиться с Западом вместо того, чтобы принимать кредиты от России и тем самым делать себя зависимыми от могущественного соседа.
Протесты против Януковича в пользу договора с ЕС в первую очередь проходили на Площади Независимости (Майдан Незалежності), в связи с чем им и дали имя Евромайдан.
Янукович смещен
Протесты также привели к смещению Януковича, что, однако, в свою очередь стало причиной того, что Россия вместе с местными пророссийскими силами аннексировала украинский полуостров Крым (где у России имеется военно-морская база).
Кроме того, начались беспорядки на востоке и юго-востоке Украины. В связи с российской аннексией Крыма местные милитаризированные группы с российской помощью захватили около полутора десятков государственных зданий в Донбассе. Донецкую и Луганскую области, относящиеся к Донбассу, сепаратисты провозгласили независимыми народными республиками.
Три года спустя противостояния в Донецке, Луганске и Крыму так и продолжаются и могут по меньшей мере отчасти рассматриваться как гражданская война.
«Согласно Мониторинговой миссии ООН по правам человека, во время этих конфликтов уже убиты более 10 тысячи человек», — говорит Юхан Хитрэус.
Договор
Договор о прекращении огня в Донецке заключили в 2014 году, и ОБСЕ должна была выполнять ключевую роль в соблюдении мирных соглашений. Несмотря на договор о прекращении огня, в Донбассе по-прежнему продолжается конфликт, а Крым все еще аннексирован Россией. Пункты мирного соглашения не были выполнены.
«Вопросы чьей-то ответственности за это не входят в нашу компетенцию. Как посланник ОБСЕ я, в соответствии с линией нашей миссии, придерживаюсь нейтральной, объективной позиции и работаю исходя из тех рамок, что нам определяет наш официальный мандат».
Обширная задача
Хитрэус живет в городе Северодонецке в Луганской области. В связи со своим местом жительства, а также довольно обширным заданием, полученным от ОБСЕ, Юхан вместе с коллегами выполняет разные патрульные задачи. Юхан — начальник патрульной группы, которая передвигается вдоль линии конфликта и собирает информацию о том, что происходит вокруг, беседуя с местным населением, политиками, военными и так далее.
«В нашу задачу не входит оказывать гуманитарную помощь гражданским, но мы держим связь с несколькими организациями, которые могут помочь. При необходимости мы рассказываем, куда можно обратиться. Кроме того, мы информируем эти гуманитарные организации о ситуации».
Полевые задания
Одно патрульное задание может предполагать, что люди проводят на месте несколько суток. После инспекционных туров всегда пишутся отчеты о сделанных наблюдениях, и информация передается дальше. Речь может идти об обстрелах или взрывах, а также о попытках выяснить, откуда они были произведены и какие повреждения нанесли.
«Мы пытаемся зафиксировать тенденции происходящего. Но также мы можем собирать информацию о поврежденной инфраструктуре или выяснять, какие гражданские здания используются различными военными соединениями».
Nya Wermlands-Tidningen: Вы фотографируете, делаете записи, документируете, обсуждаете и везде проникаете. Считают ли украинские военные и сепаратисты вас, представителей ОБСЕ, помехой?
Юхан Хитрэус: Мы получили разрешение на пребывание здесь от всех сторон, и я думаю, что нас воспринимают как нейтральных наблюдателей. Мы докладываем о том, что видим и слышим, а тогда уже с этим должны разбираться те, кто принимает решения за столом переговоров.
Недавно в области, где работает Юхан, завершился режим прекращения огня, заключенный в том числе для того, чтобы обеспечить детям безопасное начало учебного года.
— Вы видите какие-то пути достижения мира?
— Я надеюсь, что все замешанные стороны найдут какое-то политическое решение. На сегодняшний день, однако, до этого, кажется, далеко, но я все равно полон надежд, что стороны найдут решение через диалог.
Афганистан
Хитрэус искал работу в качестве наблюдателя ОБСЕ после того, как дважды поработал в другой горячей точке — в Афганистане. Он был там как дипломат в шведском посольстве в Кабуле, а также как эксперт по правам человека в полицейское миссии ЕС в том же городе.
До Афганистана он служил в Грузии, выполняя примерно те же задачи, что и сейчас на Украине.
«Меня очень интересует Восточная Европа и всегда интересовала. И, кроме того, я получил разнообразный опыт, да это и просто здорово».
Русский язык
Что касается образования, он изучал политологию в Лундском университете, а также прошел несколько курсов по правам человека и работе в области решения конфликтов при различных европейских организациях. Также он учил русский язык в Санкт-Петербурге.
— Меня интересует политика, международные вопросы. И я с удовольствием работаю с проблемами установления мира, ведь подобные задания полны смысла и очень интересны. На месте событий можно изменить ситуацию для людей, дать совет и ответить на вопросы.
— Вам никогда не бывает страшно?
— Очень редко. «Страшно» — это вообще неправильное слово, правильнее будет «настороже». Нужно бдительно изучить окружающую обстановку, а потом уже действовать. И если что-то произойдет — мы к этому готовы и обучены. Мы стараемся не подвергать себя опасности, но бывает, что случается нечто незапланированное. Афганистан в этом смысле был сложнее, там мог произойти теракт, на Украине можно больше предугадать заранее, наблюдая за обстановкой.
Маленький мирок
Несмотря на задачу в большом мире, скучает он и по своему маленькому мирку. По своему дому в Клэссболе, стоящему на холме, откуда открывается вид на фьорд Глафс.
«Я люблю, когда ко мне приходят в гости друзья, а если нет, то я по ночам слушаю программу Vaken на канале P4 и ремонтируют старые окна. Там очень мирно, а еще ты видишь конкретные результаты своей работы».