Киев, Украина. — Скоро начнется четвертый год малоинтенсивной войны между Украиной и Россией. Более 7% территорий Украины до сих пор оккупированы силами ее агрессивного соседа. Сможет ли Украина устоять и стать при этом свободной, независимой, прозападной страной?
«Вероятность такого исхода — 50 на 50», — сказал мне в эти выходные один опытный дипломат, хорошо знакомый с ситуацией в этом регионе. Его довольно мрачную точку зрения разделяют многие из тех 350 действующих и бывших чиновников, ученых, бизнесменов и журналистов, которые приехали на 14-ю Ежегодную встречу Ялтинской Европейской Стратегии — двухдневную конференцию, спонсируемую прозападным олигархом Виктором Пинчуком. Хотя президент Украины Петр Порошенко выразил уверенность в европейском и независимом будущем своей страны, в ходе заседаний, а также в личных, откровенных беседах часто звучали опасения и неуверенность.
Нужно отдать ей должное, Украине удалось преодолеть такие препятствия, которые могли бы сломать любое менее решительно настроенное государство. Вторжение и незаконная аннексия Крыма Россией в 2014 году, а также продолжающаяся оккупация Донбасса, ключевого промышленного центра на востоке Украины, с самого начала угрожали превратить эту страну в политически и экономически несостоятельное государство. После вторжения России ВВП Украины упал на 17%, инфляция выросла на 60%, а гривна потеряла почти 60% своей стоимости. Однако после двух лет сокращения в 2016 году украинская экономика стабилизировалась и начала медленно расти. По прогнозам Всемирного банка, в 2018 году ее рост составит 3,5%, а в 2019 году — 4%. Недавно международное рейтинговое агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Украины со «стабильного» до «позитивного». А на этой неделе Украина возвращается на рынок суверенных облигаций, выпуская евробонды на сумму в 2,5 миллиарда долларов, что является самым заметным признаком восстановления ее экономики.
Многие из достижений Украины объясняются не только помощью Запада и Международного валютного фонда, который предоставил ей 17,5 миллиарда долларов, но и проводимыми правительством реформами, которые позволили привлечь новых инвесторов. С момента избрания Порошенко в 2014 году власти Украины приняли новый налоговый кодекс, в большей степени ориентированный на поддержку бизнеса, закрыли проблемные банки, подняли энерготарифы и внедрили более прозрачную систему госзакупок. Украина согласовала с Евросоюзом договор о свободной торговле, а в июне украинцы получили право путешествовать по странам ЕС без виз.
Украина больше не зависит от российского природного газа — до 2013 года 99% поставок газа на Украину были из России. В стране наконец появилась свободная пресса и энергичное гражданское общество, вдохновленное успехами Евромайдана — масштабных акций протеста на главной площади Киева, в результате которых в 2014 году коррумпированный пророссийский президент Виктор Янукович был вынужден бежать из страны.
Однако на Украине не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Коррупция остается повсеместной, а темпы реформ снизились. По показателям эффективности государственный аппарат Украины занимает второе место с конца в Европе, после Молдовы. Обещания правительства провести земельную реформу и приватизацию некоторых государственных предприятий так и не были выполнены. Недовольство в обществе растет.
«Правительство сделало многое, но этого недостаточно», — отметила Светлана Залищук, депутат украинского парламента, обращаясь к участникам конференции в Киеве. «Откладывание реформ, — подчеркнул Сума Чакрабарти (Suma Chakrabarti), президент Европейского банка реконструкции и развития, — это откладывание процесса трансформации [в постсоветское общество]».
В 2014 году под мощным давлением со стороны западных правительств и МВФ правительство Украины создало новое независимое Национальное антикоррупционное бюро. Киев также расширил полномочия специального прокурора, который с тех пот завел несколько сотен антикоррупционных дел. Однако независимая аналитическая группа VoxUkraine, выступающая с критикой в адрес правительства, заявила, что из-за коррумпированности судебной системы с 2016 года только три высокопоставленных чиновника получили тюремный срок. Генеральный прокурор Юрий Луценко сообщил участникам конференции, что ежедневно к ответственности привлекаются как минимум три взяточника, но даже он пожаловался на отсрочки в процессе создания специального антикоррупционного суда.
Сам г-н Порошенко тоже не раз оказывался в центре множества коррупционных слухов и жалоб. «Президент не помог справиться с коррупцией», — заявила г-жа Залищук на прошлой неделе. Витрины, заполненные продукцией компании Roshen, которая сделала г-на Порошенко олигархом, можно увидеть почти в любом магазине столицы. И, несмотря на войну, президент прекратил выпуск своей шоколадной продукции в России только после того, как президент Владимир Путин закрыл его фабрику. По мнению некоторых украинцев, их президент воспринимает свой государственный пост в первую очередь как удобную возможность для развития бизнеса.
Украина тратит пять миллиардов долларов или 5% от ее ВВП на оборону. Решение г-на Порошенко назначить двоих своих бывших деловых партнеров на ключевые посты, связанные с расходованием оборонного бюджета, спровоцировало массу обвинений в спекуляции на войне. «Больше всего прибыли из оборонного бюджета извлекает президент», — заявила депутат украинского парламента Оксана Сыроед.
Украина сейчас также сталкивается с проблемами демографического характера. В этой стране с численностью населения в 45 миллионов человек, уровень смертности превышает уровень рождаемости. Мартин Шумахер (Martin Schumacher), глава Metro Cash & Carry на Украине, указал на то, что ежегодно страну покидают до 200 тысяч украинцев, зачастую молодых и образованных. «Здесь практически нет иммигрантов», — добавил он. К примеру, человек, имеющий техническую специальность, в Польше будет зарабатывать в три раза больше, чем на Украине. А в Германии, по его словам, зарплаты — почти в 10 раз выше.
Число молодых политических активистов тоже снижается, как сказал Айварас Абромавичюс (Aivaras Abromavicius), бывший министр экономического развития и торговли Украины. Если год назад из трех тысяч выпускников западных вузов 60 занимали высокие посты в правительстве, сегодня их осталось только 10. Молодые активисты разочаровались в перспективах реформ изнутри, как сказал мне г-н Абромавичюс после конференции. «Еще остались островки реформ и надежд, — добавил он, — но нам нужно, чтобы их было гораздо больше».