Во время Всеармянской конференции Армения-Диаспора министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что Армения ведет переговоры с Азербайджаном о возврате территорий, но речь идет о тех территориях, которые не имеют серьезного значения для безопасности Нагорного Карабаха.
Эту информацию о выступлении Налбандяна во время конференции Армения-Диаспора распространила российская пресса, у которой взяли азербайджанские СМИ, показывая в качестве примера прогресса азербайджанской дипломатии.
В армянских СМИ практически ничего нет о таком содержании выступления Налбандяна. Был распространен официальный текст выступления, в котором нет ничего такого, хотя возможно заявление о переговорах относительно сдачи территорий было сделано во время общения со СМИ.
Тем не менее, Ереван пока официально не отреагировал относительно того, делал ли Налбандян такое заявление, или нет.
С другой стороны, если даже такое заявление прозвучало, в нем нет ничего сенсационного, потому что Армения уже двадцать лет ведет переговоры с Азербайджаном о сдаче территорий. Другой вопрос, с какой целью, какой подоплекой, тактикой и стратегией, взамен на статус или что-то промежуточное, но факт остается фактом, что Армения уже два десятка лет ведет переговоры по этому вопросу.
Более того, спустя несколько недель после апрельской войны 2016 года, президент Армении Серж Саргсян заявил, что в свое время дал согласие на Казанский план, который подразумевал сдачу территорий.
Таким образом, безусловно, в заявлении Налбандяна нет ничего нового. Интересно, что армянские СМИ «не заметили» это заявление, и оно «возникло» из российского медиа пространства. Были ли армянские журналисты более невнимательны, чем российские, или же слова Налбандяна были искажены?
Чтобы узнать это, нужно дождаться официального комментария МИД Армении.
Ситуация получает интересный подтекст накануне Генеральной Ассамблеи ООН, в рамках которой должна состояться встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Налбандян-Маммедъяров и во время которой вероятно будет обсуждаться вопрос организации встречи президентов двух стран. Возможно, эти переговоры вышли на финальную стадию и находятся на этапе согласования.
Было бы наивно полагать, что на повестке встречи будет вопрос территорий. Если бы стоял такой вопрос, но Налбандян об этом не промолвил бы и слова. Молчали бы и российский и азербайджанские СМИ, потому что, будучи заинтересованными сторонами, они, или их так называемые «координаторы», несомненно, хорошо представляют чувствительность вопроса и, следовательно, степень общественного противостояния в случае его публичной огласки.
Любое «заранее сделанное» заявление о сдаче территорий всего лишь блокирует эту тему.
По сути, в режиме реальной политики вероятность изменения статус-кво никогда не была выше нуля, по ряду причин. Просто сейчас это становится наиболее очевидно, на практике становится безусловным, что подходы, основанные на изменении статус-кво не приводят никуда, кроме тупика и взрывоопасной ситуации.
Именно статус-кво и способность армянских вооруженных сил его сохранять являются, хотя и относительной, но гарантией не только армяно-азербайджанского, но и регионального мира и стабильности. Изменение статус-кво является, если не взрывом мины для всего Кавказа, то по крайней минированием всего Кавказа.
Особенно после апрельской войны для всех стало очевидно, что во время этой войны, сохранив региональный мир, армянские вооруженные силы практически заставили изменить отношение к кавказским проблемам и их перспективе, поставив даже Россию перед необходимостью изменить свою стратегию в регионе, основанную на шантаже войной. Хотя пока и на короткое время.
Страны-посредники урегулирования карабахского конфликта пытаются найти хотя бы среднесрочные новые механизмы для сохранения нынешней ситуации, так как не могут заявить, что статус-кво не будет изменен.
Это невозможно в том числе и потому, что Алиев в этом случае окажется в безвыходной ситуации. Тем временем, посредники, безусловно, должны учитывать его возможности для маневрирования внутри страны, в противном случае, будет очень сложно продвигать новые механизмы сохранения статус-кво, тем более, что это и так сложно при существующих разногласиях в интересах посредников.
Следовательно, чтобы не ставить Алиева в безвыходное положение и не «загонять его в угол», особенно, когда он после апреля и так находится в загнанном положении, становятся неизбежными такие заявления и действия, которые создают имитацию переговоров. Алиев должен показать своему обществу, что у него что-то получается на политическом поле и по этой причине он воздерживается от военных действий. Во всяком случае, для отступления от своей проваленной военной дипломатии ему необходимо время, и не исключено, что посредники дают ему это время.
Насколько оно долгое, и что он должен сделать или поменять внутри своей страны за этот период — не ясно. Вместе с тем, очевидно, что в Азербайджане происходят какие-то трансформации, которые возможно даже пользуются внешней поддержкой или подталкиваются извне, например очередным международным скандалом о коррупционных делах Алиевых.
Президенту Азербайджана, по всей вероятности, остается все меньше альтернативы, чем передать власть жене и благодаря этому выйти из тупика и «с достоинством отступить».