Первые полгода 2017-го были крайне важны для Украины, с точки зрения формирования внешнеполитической конъюнктуры. Речь идет о формировании политики администрации Трампа по ряду направлений, в том числе по вопросу агрессии России против Украины. А также об итогах выборов в очень важных для Украины странах ЕС — Нидерландах (с точки зрения разрешения проблемы референдума по ассоциации Украины с ЕС, прошедшего в апреле 2016 года), Франции и Германии (как стран-участниц нормандского формата и стран, в целом влияющих на позицию ЕС).
В итоге, можем констатировать, что так называемые «друзья Путина» в Европе проиграли. А с США Украине, несмотря на низкий старт отношений с администрацией Трампа еще полгода назад, удалось выстроить стратегическое и оборонное сотрудничество. Запад сегодня един с Украиной не только в формулировках по отношению к российской агрессии, но и в действиях, способствующих деокупации Россией украинских территорий.
Это и новый закон о санкциях. Это и перспектива реального предоставления Украине летального оборонного оружия. Это и четкая позиция по миротворческой миссии ООН на оккупированный Донбасс. По Крыму также есть общая позиция, и никаких обменов не будет. Уровень сотрудничества НАТО с Украиной как страной- не членом Альянса, пожалуй, наиболее высокий, по сравнению с другими странами. Наконец, есть общее понимание необходимости реформирования СБ ООН. Россия как право-продолжательница СССР по СБ ООН, по идее, должна была занимать нишу того, кто противостоит войне. А по факту оказалось, что Россия работает на войну, блокируя при этом любые решения по Украине, по Сирии, по КНДР, по сбитому боингу. Сведя, тем самым, свою роль не просто к деструктивной, а от статуса победителя над агрессией в ХХ столетии к статусу продолжателя агрессии в ХХІ столетии (в случае с Украиной).
Второе полугодие 2017-го показало, как Украина смогла трансформировать внешнюю конъюнктуру в свою пользу. Многие критиковали первую встречу Петра Порошенко и Дональда Трампа. В то же время, после этой встречи (как части работы украинской власти по выстраиванию стратегического партнерства с США) состоялся визит в Киев министра обороны Джеймса Мэттиса. Спецпредставитель США по Украине Курт Волкер довольно четко и недвузначно сформулировал американскую позицию в вопросе агрессии. Сенат США, как мы знаем, одобрил проект бюджета на 2018 год, в котором предполагается выделить 500 млн. дол. для поддержки Украины в сфере безопасности и оборонной сферах.
По итогам второй встречи Порошенко и Трампа уже есть заявление о том, что США поддержат украинский вариант миротворческой миссии ООН на Донбассе. Думаю, дальше мы услышим о дальнейших результатах по возможному предоставлению Украине летального оборонного оружия.
Что касается выступлений президента Украины на саммите СБ ООН и во время дебатов на Генассамблее в ООН, то прозвучал весь спектр вопросов, связанных с военной агрессией РФ, в том числе тема Крыма и незаконно удерживаемых украинских граждан в России и ОРДЛО. Предложение по технической оценочной миссии на Донбассе (шаг, предшествующий принятию решения об отправке миротворцев) говорит о том, что Украина понимает всю поэтапность, пошаговость борьбы за присутствие миротворцев на Донбассе.
Здесь для Украины было важно показать, что без расширенного мандата миссии ООН прекращения войны и демилитаризации ОРДЛО невозможно достичь.
Не менее важно, что в рамках Генассамблеи ООН состоялось ряд встреч Порошенко с европейскими политиками и чиновниками. В частности, с президентами Польши, Словакии, Болгарии, Австрии, Финляндии, а также с еврочиновниками. Часть этих встреч имеет значение в точки зрения предстоящего саммита Восточного партнерства, который состоится в ноябре. Отдельно обсуждался вопрос деокупации Крыму (в состав украинской делегации был включен Мустафа Джемилев).
Первая серьезная победа Украины, если говорить о международной поддержке, это не только продление санкций, но и перелом на каком-то этапе в понимании Запада того, что никакие политические изменения невозможны без реальной демилитаризации оккупированных территорий. Этот перелом произошел в 2016 году, когда от Украины перестали требовать политических изменений и отошли от возможного варианта поэтапного снятия санкций с РФ, а сакцентировали внимание на вопросах безопасности. Это связано в том числе с вмешательством РФ в избирательных кампании на Западе. Такой подход, по сути, лишил Россию всякого смысла продолжать военный шантаж Украины (разве что на зло и во зло Украине) — просто потому что он не переводим в гео/политическую победу.
Вторая серьезная победа Украины произошла за эти последние месяцы, когда стало понятно, что никто не будет торговаться с Россией и что-то на что-то обменивать. А также, когда логика на «сохранение лица» и логика «не раздражать агрессора» сменились на более жесткие меры реагирования на агрессивную политику российской власти.
Кремль все время повышал ставки, рассчитывая, видимо, что вот-вот созреет ситуация для большого пакта. А оказалось, что время возможности что-то получить через ультиматум и шантаж для России заканчивается. Для нас же очень важно две эти значимые промежуточные победы продлить на уровне принятия важных внутриполитических решений и дальнейшей внешнеполитической активности (имею в виду принятие закона о деоккупации/реинтеграции ОРДЛО и международные суды). Как минимум — на уровне ответственной позиции политиков, когда вопросы безопасности не должны быть темой для политических спекуляций и пиара.