Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Компания Facebook не обеспечила Трампу победу. Но она помогла ему. И помогая ему, она нарушила закон США, потому что ее платформа разрабатывалась таким образом, чтобы стать самой совершенной рекламной системой в мире и быть доступной для всех желающих. Она не регулируется. Там может оказаться что угодно. Все решает рынок.

В настоящий момент Марк Цукерберг усиленно работает в режиме устранения негативных последствий, поскольку компания Facebook столкнулась с единственной реальной угрозой своему господству, а именно, с угрозой ужесточения контроля со стороны правительства США.


В своем видео, опубликованном в четверг, 21 сентября, Цукерберг рассказал о сложившейся ситуации. Глядя прямо в объектив камеры основатель и глава Facebook принес свои искренние извинения. Он выглядел — за неимением более подходящего слова — напуганным.


И у него есть на то причины. Информация о том, что Россия использовала платформу Facebook для распространения весьма противоречивой с политической точки зрения рекламы, представляет собой системную угрозу для той империи, которую Цукерберг выстроил всего за 13 лет. И эта угроза исходит не от его верных пользователей, рассерженных рекламодателей или набирающих мощь конкурентов. Facebook уже продемонстрировала свою способность делать пользователей и рекламодателей счастливыми и держать конкурентов под контролем.


Российский скандал непосредственно связан с той угрозой, которая не дает руководству Facebook спать по ночам, а именно с контролем со стороны правительства.


Сейчас компания Facebook вынуждена сотрудничать с правительством и в процессе показывать политикам, насколько крупной и мощной она стала за эти годы. Сенатор-демократ Марк Уорнер (Mark Warner) возглавил атаку на эту компанию, и демократы сейчас призывают Федеральную избирательную комиссию начать регулировать онлайн-рекламу в соответствии с теми же нормами и принципами, которые применяются к рекламе на телевидении.


Цукерберг назвал идею о том, что фейковые новости, распространявшиеся посредством Facebook, повлияли на исход выборов, «безумной». Тон его заявлений изменился, о чем свидетельствует опубликованное в четверг видео. Изменилось также и отношение компании к ситуации. Сначала ее представители заявляли, что не могут раскрывать информацию о рекламодателях, но теперь компания добровольно передала властям сведения о трех тысячах рекламных объявлений.


Такое изменение позиции не является случайностью. Facebook больше не может этого избегать, теперь она может только устранять негативные последствия сложившейся ситуации. Теперь ей нужно будет сделать все возможное, чтобы задобрить американское правительство и попытаться убедить политиков — а также скептически настроенную общественность — что она в состоянии справиться с ситуацией.


В краткосрочной перспективе положение Facebook будет относительно безопасным. Администрация Дональда Трампа не продемонстрировала никакой заинтересованности в том, чтобы вводить новые агрессивные правила или даже добиваться надлежащего исполнения уже действующих требований. У демократов нет возможностей для того, чтобы провести те или иные реальные изменения через Федеральную избирательную комиссию, не говоря уже о Конгрессе.


Учитывая все это, Facebook стоит приготовиться к долгой игре, и Цукерберг это знает. Facebook переживет администрацию Трампа, и компании нужно будет занять такую позицию, чтобы она могла поддерживать хорошие отношения с правительством, даже если президентом станет Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) или какой-нибудь другой сторонник введения жестких мер контроля.


В этом смысле Facebook не одинока. Компании Google тоже придется обороняться, когда речь зайдет об ужесточении контроля со стороны правительства США. Технологические компании сейчас являются одними из крупнейших клиентов в лоббистской индустрии Вашингтона. Иногда их деньги тратятся на такие инициативы, как реформа иммиграционной системы. Порой они направляются аналитическим центрам, которые расхваливают добродетели этих самых технологических компаний и настаивают на отсутствии необходимости в ужесточении регулирования (или просто вытесняют людей, которые думают иначе).


Отвращение, которое крупные технологические компании испытывают по отношению к идее ужесточения контроля, вполне объяснимо. Facebook, Google и Amazon сумели превратиться в гигантов благодаря отсутствию регулирования. В процессе они уничтожили своих конкурентов и фундаментальным образом изменили свои ведущие индустрии, в первую очередь индустрию рекламы и розничной торговли. В настоящий момент более жесткое регулирование только замедлит их рост и создаст возможности для более мелких конкурентов.


Такая перспектива вполне реальна — благодаря Европе. Европейские регуляторы проводят агрессивную кампанию, направленную на технологические кампании, в рамках которой затрагиваются самые разные вопросы, от защиты данных до антиконкурентных практик. На многие технологические компании уже были наложены штрафы, включая штраф Google в размере 2,7 миллиарда долларов за отслеживание результатов поиска товаров.


Компании Facebook удавалось практически полностью избегать контроля со стороны американского правительства. Однако теперь эта социальная сеть оказалась в самом центре ожесточенных споров, о которых еще несколько лет назад никто и подумать не мог. Но нам стоило это предвидеть.


Когда компанию Facebook поймали на том, что она пыталась манипулировать эмоциями своих пользователей в 2014 году, главный операционный директор Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) заявила, что Facebook никогда не станет пытаться контролировать выборы. Подразумевалось, что компании действительно удалось создать платформу, способную на подобное, и что она сделала эту платформу открытой для любого субъекта, располагающего достаточным количеством средств.


Тот факт, что Facebook была использована с этими целями, свидетельствует о том, насколько слабым был контроль властей над этой соцсетью. В четверг Цукерберг заявил, что Facebook является лучшим регулятором для Facebook и что компания предпринимает массу усилий для того, чтобы подобное не повторилось в будущем.


Однако у нас довольно мало причин полагать, что Facebook готова или способна это сделать. Саморегуляция — это основной корпоративный прием, который применяется, когда необходимо признаться в совершении такого ужасного поступка, как оказание помощи иностранной державе, попытавшейся повлиять на ход выборов. Представители компании часто заявляли о том, что в работе Facebook может возникать множество ошибок — особенно в работе ее рекламной платформы — которые можно найти и исправить, только если о них сообщат внешние наблюдатели.


Facebook не обеспечила Трампу победу. Но она помогла ему. И помогая ему, она нарушила закон США. Помогая ему, она нарушила закон, потому что ее платформа разрабатывалась таким образом, чтобы стать самой совершенной рекламной системой в мире и быть доступной для всех желающих. По той же самой причине она помогала людям совершать нападки на евреев и темнокожих. Она не регулируется. Там может оказаться что угодно. Все решает рынок.


Отсутствие регулирования сделало Facebook компанией, которая оценивается в 500 миллиардов долларов. Facebook сделает все необходимое, чтобы избежать регулирования — даже будет сотрудничать с властями в российском расследовании.