Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оскар заказывали. Какие козыри у тройки фильмов-претендентов от Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Впервые три отечественных ленты претендуют на «Оскар» в категории «Фильм на иностранном языке». Мы проанализировали фильмы — победители «Оскара» в этой категории из восточноевропейского региона, близкого нам по менталитету и выделили несколько объединяющих их особенностей. И попытались оценить картины-претенденты на главную кинонаграду с точки зрения соответствия этим критериям.

Впервые три отечественных ленты претендуют на «Оскар» в категории «Фильм на иностранном языке». Это артхаусная драма «Уровень черного» от Украины и две, сделанные в копродукции: криминальная драма «Граница» со Словакией и военная — о событиях на Донбассе «Иней» с Литвой.


Мы проанализировали фильмы — победители «Оскара» в этой категории из восточноевропейского региона, близкого нам по менталитету: «Магазин на площади» (Чехословакия, 1966), «Поезда под пристальным наблюдением» (Чехословакия, 1968), «Война и мир» (СССР, 1969), «Москва слезам не верит» (СССР, 1981), «Утомленные солнцем» (Россия, 1995), «Коля» (Чехия, 1996), «Восток-Запад» (Украина, номинация, 1998), «Сын саула» (Венгрия, 2016). И пришли к выводу, что эти фильмы обладали динамичностью сюжета и четкой идеей (посылом), также в них была показана трансформация главных героев и, как правило, до «Оскара» они получали призы в Европе.


Мы посмотрели нынешние картины-претенденты на главную кинонаграду и оценили их с точки зрения соответствия вышеуказанным критериям.


«Уровень черного»


Фильм режиссера Валентина Васяновича «Уровень черного» без слов. Как и картина Мирослава Слабошпицкого «Племя», собравшая в 2014 году 60 международных призов, но так и не попавшая на «Оскар» от Украины (тогда отправили «Поводыря»). У Слабошпицкого «немота» обусловлена спецификой персонажей — глухонемыми подростками интерната, у Васяновича — это, скорее, метафора: главный герой не желает «слышать» вокруг себя людей и в картине только звучат предметы: гудки машин, шелест бумаг, звон капели. По сюжету, у 50-летнего свадебного фотографа (его играет настоящий фотограф Константин Мохнач), увлекающегося скалолазанием, все есть — квартира, иномарка, любовница, кот.


Он «в порядке» и ему никто не нужен. Но девушка его бросила, не дождавшись предложения, кот умер, ушел из жизни отец-инвалид. В финале герой забрался на стену крепости, которая оказалась фортификационным сооружением, расположенным под землей: герой пока не взял высоты, но выбрался из ямы своего эгоизма. И есть надежда, что он обретет себя. В картине интересная идея и развитие главного героя, но отсутствует динамика. Также фильм не имеет пока европейских призов.


«Иней»


Картина литовца Шарунаса Бартаса (Литва, Украина, Франция) о войне на Донбассе. По сюжету с первыми заморозками из Литвы по просьбе приятеля отправляется в Украину молодой парень (его играет Мантас Янчаускас) — он везет гуманитарку нашим солдатам на передовую.


Он плохо понимает, во что ввязался и куда едет, для литовца это скорее развлекательная прогулка с налетом экстрима, он даже берет с собой подружку. Уже будучи на передовой, он из любопытства уговаривает одного из солдат показать ему поближе позиции противника. Те их заметили, начался обстрел, и солдат гибнет. В этот момент главный герой осознает, где оказался. А вскоре он и сам гибнет от пули снайпера…


В картине слишком затянут сюжет, который в основном состоит из диалогов главного героя, пытающегося разобраться, что такое патриотизм и насколько об этой войне знают на Западе (французскую журналистку играет сама Ванесса Паради, но это фильму не прибавило бонусов). Посыл ленты: война — это не игрушка, и если ты беспечно относишься к ней, эти игры могут закончиться смертью. Что касается европейских призов, то без поощрения фильм остался и в Одессе, где был показан летом на кинофесте.


«Граница»


Действие этой криминальной драмы (Словакия, Украина) словацкого режиссера Петера Бебяка происходит в городке, находящемся на границе Украины и Словакии. Главный герой — Адам (актер Томас Масталир) — глава мафии, промышляющей контрабандой сигарет из Украины. Босс мафии в Украине (его играет Станислав Боклан) ставит Адама перед выбором: либо словак начинает перевозить и наркотики, либо его убирают.


Название фильма несет двойной смысл. С одной стороны, события происходят на границе, с другой — для главного героя существует граница, которую он не хочет переступать: наркотики он считает абсолютным злом. Дочь Адама сказала, что выходит замуж, но не за контрабандиста, а за парня, не имеющего отношения к криминалу. Когда главный герой узнает, что она и беременна от жениха — избивает его и заставляет после свадьбы вступить в свою группировку.


Сюжет развивается стремительно. Идея ленты — нельзя переступать свою внутреннюю черту. Каждый герой здесь, кто нарушил свои принципы, гибнет (включая зятя главного героя, согласившегося стать контрабандистом), а кто нет — остается в живых. Фильм уже получил приз «За лучшую режиссуру» в Карловых Варах.