Под щелканье фотоаппаратов после атаки ревущие танки и БТР ушли на запасные позиции и скрылись под дымовой завесой. Такой тактический маневр символически отражает идею белорусско-российских учений «Запад»: соседи наблюдали за тем, что хотел показать Кремль, а истинные цели затонули в потоке информационных новостей.
Учения «Запад» связывают не просто с учебными маневрами, а с угрозой, которую они представляли. Официально учения прошли 14-20 сентября, а по оценке военных, политиков и экспертов длились они намного дольше. Интерес к учениям спал, сейчас начали их анализировать и оценивать. Самые мрачные сценарии будто «Запад» станет прикрытием для агрессии в отношении Украины или стран Балтии, не подтвердились.
Серьезных провокаций также не было, несмотря на то, что Литва во время учений публично реагировала на несколько случаев незаконного пересечения границы — границу перешли российские и белорусские пограничники, а в минувшие выходные границу воздушного пространства нарушил самолет Ил-76. Все эти инциденты Москва и Минск списали как незначительные случайности, а организаторы учений подтрунивали над соседями и НАТО из-за опасений, связанных с «Западом». Как и можно было предположить, эти сообщения и стали сигналом, который хотел передать Кремль.
Первая весть: не смешите, мы не представляем никакой угрозы
В отличие от 2009 или 2013 г. учения «Запад» в этом году проходили в условиях другого климата безопасности. После военной агрессии Кремля в отношении Украины в 2014 г. внимание к российским силам в регионе усилилось еще до учений. За последние три года Россия провела десятки необъявленных учений, российские корабли и самолеты стали проявлять агрессию в регионе Балтийского моря.
«Наши цели достигнуты, это были не показательные, а настоящие практические учения, так что, не приведи Господь, чтобы они повторились в реальности. Конечно, мы ничего не скрывали, это демонстрация российских и белорусских сил, направленная на защиту государства-союзника, для демонстрации, а не войны», — сказал Александр Лукашенко. Звучали подобные заявления и с российской стороны.
«Я думаю, что они сознательно вызывали раздражение, ходили вокруг этих красных линий, чтобы вызвать у нас истерику, усилить наш образ как неадекватных», — сказал глава Freedom House Витис Юрконис, подчеркнув, что именно поэтому и не надо реагировать на подобные провокации.
Вторая весть: и мы готовимся к гибридной войне
Организаторы учений мастерски манипулировали легендой учений. Вначале говорили о борьбе с незаконными военными группировками диверсантами. А в середине учений речь шла уже только о «решительном ответном ударе» по сепаратистам и поддерживающим их конвенционным силам, которые и были разбиты в ходе учений.
Когда вопросы о таком течении учений были заданы министру обороны Белоруссии Владимиру Макарову, он лишь сослался на труд Евгения Месснера «Мятеж — имя Третьей Всемирной». Парадокс в том, что идеи «восставших мятежников» практически были применены на Украине и сделала это Россия — в 2014 г. где изначально появились не только «зеленые человечки» — российские военные без отличительных знаков, но и появились «отряды самообороны» — пророссийски настроенные местные деятели криминального мира и другие деятели, приехавшие из России военные или бывшие военные.
Третья весть: мы нанесем НАТО разгромный удар
В ходе учений между руководство России и Белоруссии постоянно демонстрировало «братскую любовь». Зависимость Белоруссии от России с каждым годом усиливается, а интеграция в военном плане стала очевидной.
Пока публичная часть учений проходила под увеличительным стеклом, Россия проводила учения на всей своей территории. На всей территории России активировали ПВО, проводились имитационные и боевые стрельбы, сбивались ракеты и цели, имитирующие самолеты. Подобные атаки против России способны осуществлять лишь вооруженные силы НАТО и Китая, хотя именно силы НАТО начинают атаки с действий авиации.
Большое внимание уделялось переброске войск и борьбе с подлодками. Практически нет сомнений, что отрабатывали остановку и уничтожение сил, брошенных на помощь странам Балтии: сначала участвовали мобильные отряды десантников, а затем в ход пустили бронетехнику, которую прикрывала авиация, параллельно вели войну на воде.
Эта часть учений не осталась незамеченной: Россия демонстрирует способность воевать против более прогрессивного в плане технологий противника, останавливать его и добиваться своих целей на заданной территории. Знакомый с этим потенциальный противник должен смириться с неизбежностью и уступить Кремлю.