Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возрождение советского Сиона: Биробиджан отдает дань уважения своему еврейскому наследию

Еврейская автономная область, находящаяся на Дальнем Востоке России, всего на 1% состоит из евреев. Однако ее руководство надеется вернуть назад тех людей, которые уехали после распада Советского Союза.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Перед железнодорожным вокзалом в Биробиджане из громкоговорителей льются баллады на идише, а сотни школьников в псевдонациональных костюмах танцуют вокруг монумента Менора, который занимает центральное место на привокзальной площади. Еврейский ренессанс в Биробиджане стал очередной главой сюрреалистического рассказа об этом сибирском Сионе, основанном почти 100 лет тому назад.

Перед железнодорожным вокзалом в Биробиджане из громкоговорителей льются баллады на идише, а сотни школьников в псевдонациональных костюмах танцуют вокруг монумента Менора, который занимает центральное место на привокзальной площади.


В самом городе рабочие строят первый в Биробиджане кошерный ресторан. Рядом возводится двухэтажное здание, где разместится ритуальный бассейн миква, в котором обязательно должны совершать омовения религиозные евреи. Еврейский ренессанс в Биробиджане стал очередной главой сюрреалистического рассказа об этом сибирском Сионе, основанном почти 100 лет тому назад.


Еврейская автономная область разместилась на границе с Китаем в семи часовых поясах к востоку от Москвы. Она находится на Транссибирской железнодорожной магистрали в шести днях езды от российской столицы. Этот регион впервые начали массово заселять в начале тридцатых годов прошлого века в рамках сталинского плана по созданию советской родины для евреев.


История этого края отражает превратности советской, а затем и современной российской истории. Население этого региона, который до сих пор официально называется Еврейской автономной областью, лишь на 1% состоит из евреев. Однако власти пытаются сохранить память о еврейских обычаях и истории среди жителей, и даже надеются на то, что им удастся заманить к себе новых еврейских мигрантов.


27-летний раввин Биробиджана Эли Рисс говорит, что местная еврейская община в настоящее время составляет максимум 3 000 человек. И лишь 30 из них регулярно посещают синагогу. Его родители эмигрировали в Израиль, когда Рисс был ребенком, но он, пройдя религиозное обучение, вернулся на родину и стал здесь раввином.


«Мы здесь далеко от Израиля и даже от Москвы, где есть крупные еврейские общины, — говорит он. — Моя задача состоит в том, чтобы люди поняли, что значит быть евреем».


Этот район официально получил название Еврейская автономная область в 1934 году, за 14 лет до возникновения государства Израиль. Это была первая в современной истории официальная еврейская территория. В 1939 году 18% населения области составляли евреи. В Биробиджане был театр, где шли представления на идише, и издавалась газета на этом языке. Местная милиция, суды и городская администрация как минимум часть своей документации вели на идише.


Некоторые историки полагают, что проект по созданию Биробиджана с самого начала имел антисемитскую окраску. По их мнению, это была попытка создать «отстойник» для расселения евреев в тысячах километрах от мест их традиционного проживания, причем в районе, где жить человеку вообще очень трудно.


Но в 1930-х годах многие представители еврейской интеллигенции с энтузиазмом поддержали этот проект и принялись за его осуществление. Евреи ехали в Биробиджан из разных концов Советского Союза, из Западной Европы и даже из более удаленных стран. Все они были преисполнены революционного задора, придававшего еврейский привкус утопическим идеям, которые были характерны для сторонников большевистского проекта.


Оптимизм этот оказался недолговечным. В период сталинских чисток была расстреляна большая часть местного партийного руководства, а на проявления принадлежности к еврейству стали косо смотреть. После Второй мировой войны начался второй наплыв евреев в автономную область. Это были люди, бежавшие от Холокоста, которым некуда было возвращаться. Началась новая волна антисемитских чисток, за которой последовали долгие десятилетия равнодушного отношения к еврейскому самосознанию.


Когда распался Советский Союз, из Китая через границу хлынули дешевые товары, и наступил период экономических бедствий и страданий, как и на всем постсоветском пространстве Но в отличие от других советских граждан, у евреев был выход, была возможность бежать от нищеты и бедности. Они поехали в Израиль. Местный историк Иосиф Бренер подсчитал, что в конце восьмидесятых и начале девяностых годов из Биробиджана уехали 20 тысяч евреев, причем большинство из них переселились в Израиль.


Губернатор области Александр Левинталь рассказал, что Биробиджан до сих пор не оправился от последствий массовой иммиграции евреев. «Когда распался Советский Союз, и открылись границы, из Биробиджана уехало около 70 еврейских семей врачей, и медицина в нашей области до сих пор в полной мере не восстановилась», — сказал он.


Раввин Рисс отмечает, что среди нескольких тысяч оставшихся в Биробиджане евреев очень мало людей, обладающих еврейским культурным самосознанием. «Наша община утратила представление о том, что значит быть евреем», — говорит он.


Городская газета «Биробиджанер Штерн», ранее издававшаяся на идише, сегодня публикуется на русском языке. Но каждую неделю в ней появляются две странички на идише. Редактор газеты Елена Сарашевская влюбилась в идиш еще в детстве. Она учила его в университете, а сегодня пишет страницы на идише. Сарашевская — не еврейка, но она говорит, что будет и дальше публиковать эти страницы, хотя большая часть населения города не может их прочитать.


«Идиш пропитан реальной жизненной силой. Может быть, это связано со страданиями еврейского народа, — говорит она. — Люди всегда говорят, что идиш — это мертвый язык, но он по-прежнему живет и здравствует. Он всегда находит новые способы для выживания».


В Биробиджане определенно предпринимаются попытки сохранить идиш и прочие элементы еврейского наследия. Названия улиц в городе написаны на русском языке и на идише. А в одной школе по-прежнему проводятся уроки этого языка, хотя кафедра идиша в местном университете закрылась несколько лет тому назад.


В этом месяце в Биробиджане состоялся четырехдневный фестиваль еврейской культуры. В городе прошел концерт кантора главной синагоги Вены и открылась выставка истории города Биробиджана, организованная австрийским дипломатом. На выставке были представлены работы российских, американских и израильских художников.


Представленные на выставке архивные фотографии показывают, с каким энтузиазмом многие евреи восприняли этот проект. Там есть снимки магазинных вывесок на идише, а также фотографии, показывающие первые годы существования еврейского колхоза «Вальдгейм», созданного в нескольких километрах от Биробиджана.


Особенность истории Еврейской автономной области заключается в том, что хотя она задумывалась как государственное образование для евреев, иудаизм был чужд советскому атеизму, а поэтому на него смотрели неодобрительно. В местном музее есть листовка на идише, предупреждающая местное население о том, что нельзя праздновать еврейскую Пасху. Сарашевская показала мне старые подшивки своей газеты за восьмидесятые годы, отметив то обстоятельство, что хотя газета издавалась на идише, в ней не было никаких материалов по иудаизму и Израилю.


Поскольку евреев в Биробиджане осталось очень мало, еврейские танцы с участием большого количества танцоров и манекены гримасничающих евреев, которые встречают посетителей на входе в еврейский культурный центр, создают впечатление какого-то еврейского Диснейленда, а не живой и свободно дышащей общины.


Если местная власть добьется своего, в область начнут приезжать все новые евреи, особенно из числа тех, кто покинул ее в начале девяностых годов. Депутат верхней палаты российского парламента от Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн сказал, что благодаря близости Биробиджана к Китаю израильский бизнес, желающий осваивать китайский рынок, может получить большие преимущества.


По его словам, он хочет создать местную версию алии, как называют процесс репатриации евреев из диаспоры в Израиль. «У нас есть одно большое преимущество перед Израилем: здесь не стреляют арабы», — сказал Гольдштейн.


Губернатор Левинталь говорит об этом с большей осторожностью. Однако он заявляет, что его личный шофер эмигрировал из Биробиджана в Израиль в начале девяностых годов, однако недавно вернулся, поскольку так и не смог привыкнуть к тамошнему менталитету. «Если здесь улучшится экономическая ситуация, то много людей могут захотеть вернуться», — сказал он.

Обсуждение
Комментариев: 24
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
(ерж
27 сентября 2017, 15:02
Еврейская автономная область, находящаяся на Дальнем Востоке России, всего на 1% состоит из евреев. - Да - это хохма.
K
Kubanoid_Vova
27 сентября 2017, 16:56
(ерж, а русская столица, состоящая из таджиков-это не хохма?
(ерж
28 сентября 2017, 10:27
Kubanoid_Vova, - Нет, не хохма.
e
el111m
27 сентября 2017, 15:07
Область строили евреи-атеисты, русские-атеисты, украинцы-атеисты, татары-атеисты. Город-атеист, город идиш-культуры. Выросли поколения. А потом понабежало учителей со всех концов света, объясняющих как надо правильно, а то им, сострадателям, все кажется сюрреалистичным и язык им не иврит, и костюмы недостаточно архаичные, и евреи какие-то метисированные нерелигиозные.
Paranoidd
27 сентября 2017, 15:12
Значит, скоро евреи из Израиля толпами ломанутся в Биробиджан ???
intolerambler
27 сентября 2017, 15:16
Paranoidd, да, через Великобританию.
GreyCat
27 сентября 2017, 22:23
Paranoidd, как только построят кошерный ресторан, ритуальный бассейн и повесят второй громкоговоритель на вокзале.
Свет истины
27 сентября 2017, 15:13
Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше
К
Кнут
27 сентября 2017, 15:27
"Его родители эмигрировали в Израиль, когда Рисс был ребенком, но он, пройдя религиозное обучение, вернулся на родину и стал здесь раввином." - А вот Григорий Перельман никуда не уезжал и тихо работая в своей маленькой квартирке, в которой жил с мамой, решил теорема Пуанкаре. Вассерман никуда не уезжал и решил геополитическую задачу по определению Соединённых Стран Америки. да наших патриотических евреев трогать не надо. Да и ввергать их в пучину религиозной гоморы тоже. Пусть работают на благо государства. А вот если нашего еврея переманит Золотой телец...то да....прАблема.
четослышал
27 сентября 2017, 16:08
Кнут, молодец мужик! знает как кошерно стричь барано.....ой посетителей синагоги
K
Kubanoid_Vova
27 сентября 2017, 17:08
Кнут, сказка про золотого тельца-это из той же серии, что и "кровь христианских младенцев". Как показывает более чем 2000-и летняя история, еврей бросит все имущество и даже отдаст жизнь, но веру свою не изменит. Именно смена религии, как поклонении Золотому тельцу имелась ввиду в Библии
К
Кнут
27 сентября 2017, 17:55
Kubanoid_Vova, читайте не только библию, но и другие сказки )))
R
Rugged
27 сентября 2017, 19:42
Kubanoid_Vova, Kubanoid_Vova, история,как раз и показывает, что иудей бросит все: Бога, друзей,идеи, людей, но не деньги и имущество! Историю Иуды искариота вам в приемер. Просто иудаизм - это как раз о деньгах и имуществе, поэтому и не бросит он такую религию)) Кунут, кстати это пример совсем не о сказочном!
четослышал
28 сентября 2017, 08:00
Кнут, тут некоторые говорят, что иудей ни за что не сменит религию. такое уже было при Римских императорах, впрочем и христиане тех времен вели себя так же. но вот что делать с маронами в Испании и нашими выкрестами? эти-то религию сменили!!! думаю, что просто дело в выгоде....
К
Кнут
28 сентября 2017, 09:01
четослышал, пока есть те кто будет верить в религии а не в бога, человечество будет разделено на верных и не верных )))
р.Б.Леонид
27 сентября 2017, 16:16
Россия - Духовный Израиль - Родина настоящих иудеев, которых Господь двумя "десантами" /западным и южным - "Двести лет вместе" А.И.Солженицын/ привёл для домостроительства России. Они призваны для служения /вклад их огромен/ и передачи Духовной эстафеты. Господь отвергнув иудеев - "Не этот народ назову Своим" - лучших из них не оставил без Дела /как строили Небесный Иерусалим, так и ныне продолжают/ и Родины.
R
Rugged
27 сентября 2017, 19:21
р.Б.Леонид, // родина настоящих иудеев // не надо ля-ля. христианство противоположность иудаизму, между прочим! Что эллину безумие...
р.Б.Леонид
27 сентября 2017, 20:50
Rugged, "Во первых - иудею, потом и эллину".. Апостол Павел. Иудеи - первые христиане. Апостолы. Первые ученики Христа. Созидатели Церкви. Православные иудеи - одни из самых светлых и одарённых людей в Христианстве. "Ветвь" иудеев отнята от Древа только на время "вхождения полного числа язычников". На её место привита наша /дикая/ ветвь. Как говорит Павел /апостол язычников/- чтобы возбудить в нас "ревность" по Богу. "Во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея". Аминь.
n
neytomimii
27 сентября 2017, 16:33
Евреи просили Сталина, чтобы он выделил им для проживания Одесскую область (губа не дура), но Сталин выделил им клочок земли у Амура.
гогиандр
27 сентября 2017, 16:52
Ехать насовсем в страну, где кругом одни евреи? Даже не всякий еврей на это решится
Paranoidd
28 сентября 2017, 05:04
гогиандр, представь, - евреи-полицейские, евреи-прокуроры, евреи-палачи, евреи-сутенеры, еврейки-проститутки...
pivonovich
27 сентября 2017, 19:55
Я с детства любил радиодело.Начинал ещё в эпоху радиоламп.Волшебные слова-триод кенотрон пентод...Давайте вернём ламповую электронику! Не получится? Евреев не легче...
Paranoidd
28 сентября 2017, 05:06
pivonovich, давай вернем евреям ламповую электронику !
ibrovkin
28 сентября 2017, 11:22
"в районе, где жить человеку вообще очень трудно" Вообще-то, в Еврейской автономной области лучшие на всём Дальнем Востоке условия для ведения сельского хозяйства...
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем