Волге трудно сопротивляться, Светлана Медведева всегда чувствовала притягательную силу этой могучей русской реки. Она выросла на ее берегах в Самаре, где река изобилует особо крутыми изгибами, прежде чем она вновь выпрямляется и течет через Волгоград в направлении Каспийского моря. Медведева хотела стать капитаном. Ее желанием было управлять кораблем на Волге.
Молодая женщина получила высшее образование, закончив обучение на капитана корабля. Она нашла работу на фирме, занимающейся речными перевозками. Однако когда она захотела стать капитаном, то получила отказ. Не сразу: сначала компания была расположена к Медведевой, обнадеживала ее. Однако потом ее руководители более тщательно изучили законы и приняли решение против нее. Ибо Медведева является женщиной.
Пять лет эта россиянка боролась против отказа юридическим путем. Она считала его дискриминирующим, подала иск в районный суд Самары и проиграла, затем подала дело в областной суд и опять проиграла. Она подключила ООН, которая признала ее правоту, что, однако, ничем ей сначала не помогло. Районный суд вновь отказал ей.
И затем большой успех в июле: Верховный суд России постановил пересмотреть это дело. Ее долгая борьба завершилась. Несколько дней тому назад районный суд в Самаре постановил, что отказ Светлане Медведевой в предоставлении должности капитана лишь на том основании, что она — женщина, является дискриминирующим. Для России это решение суда может стать определяющим.
«Я так рада этой победе, пять лет я работала над этим, — пишет в электронном письме газете Süddeutsche Zeitung эта 31-летняя женщина. — Другим женщинам, которые хотят работать по запрещенным специальностям, теперь будет проще опротестовать отказ работодателя». По крайней мере, она надеется на это.
Транспортные предприятия приглашают «настоящих мужчин»
Собственно говоря, это странно: революционная Россия, а позднее Советский Союз были пионерами в борьбе за права и рабочие профессии для женщин. В советское время плакаты агитировали за строительство социализма, изображая решительных женщин с красным знаменем в руках на фоне заводских корпусов и дымящихся труб. Тяжелая работа? Об этом ни слова.
Россия первой из крупных стран Европы ввела после февральской революции 1917 года избирательное право для женщин. Александра Коллонтай стала в 1923 году первой женщиной в мире, аккредитованной в качестве дипломата. Валентина Терешкова была первой женщиной в космосе. «Настало время, чтобы чиновников воодушевили эти замечательные женщины в истории России», — сказал Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International, по поводу дела Медведевой. Причем подобные списки запрещенных профессий существуют, очевидно, и в Белоруссии, и на Украине, и в других бывших советских республиках. Вопреки всем подписям под конвенцией ООН.
После того как российское правительство утвердило в 2000 году этот список, чиновники, как правило, были неуступчивыми. Несколько лет тому назад Анна Клевец из Санкт-Петербурга попытала счастья: она хотела стать машинистом электропоезда в метро. Ведь это не так трудно, решила она и подала в суд. И проиграла дело. На стенах вагонов в московском метро постоянно расклеивают рекламу транспортных предприятий, которые приглашают на работу «настоящих мужчин». Однако теперь, самое позднее с учетом решения по делу Медведевой, правительство, очевидно, пересмотрит свою позицию.
Технический прогресс и женщины
На запрос газеты Süddeutsche Zeitung российское Министерство труда заявило, что список запрещенных профессий в настоящее время пересматривается по согласованию с Министерством здравоохранения. Как долго это продлится, оно сказать не может. Первостепенной является, мол, «забота о здоровье женщин». Но также и в этом министерстве, по сообщениям российских СМИ, во все большей степени прислушиваются к аргументу, что с годами техника и безопасность стали более совершенными и список запрещенных профессий, вероятно, более не отвечает духу времени.
А Светлана Медведева? Несмотря на свою победу, она не будет работать там, куда хотела устроиться пять лет тому назад. С марта она заняла другую должность капитана и механика. «Мой новый работодатель не увидел никаких причин, чтобы отказать мне в работе, — говорит она. — Его устроили и мои документы, и мой пол».