Тыва, российская автономная республика, расположена на юге Сибири. Когда после распада Советского Союза среди советских автономных республик и в национальных общинах усилились тенденции к обретению самостоятельности и достижению экономической самодостаточности, тувинцы стали открывать для себя собственные корни и воскрешать угнетаемые прежде традиции. Их национальное возрождение вернуло значимость первоначальной вере — шаманизму.
«Национальное возрождение» тувинцев поддерживалось, прежде всего, большим интересом со стороны западноевропейских стран и США. Оттуда в неизведанную Сибирь ехали люди, увлеченные разного рода духовными практиками, чтобы найти себе духовных учителей. Этот спрос на духовное очень помог тувинцам в их поисках собственной утраченной души. Возник своеобразный симбиоз: тувинцы открывают свою значимость благодаря интересу, который проявляет к ним мир, а пришельцы из «цивилизованных» стран находят свои корни с помощью культуры, которая не оторвалась от лона природы и продолжает в нем существовать.
Несмотря на то, что Тыва — автономная республика, расположенная в России, на самом деле это отдельный особый мир. У этого своеобразного мира есть буквально сказочные черты, несмотря на наводящую ужас репутацию, которой Тува пользуется в разных регионах России. Говорят, что в «Тыве режут горла». Насколько эти слухи — правда, могут подтвердить испещренные шрамами тела тувинцев, на которые можно посмотреть знойным летом на берегу Енисея.
Под влиянием сильнейшего
На историю тувинцев всегда влияли тюркские и монгольские племена (пастухов лошадей, яков и верблюдов), а также других племен, например представителей племени коми и ненцев, которые смешались с тюркским населением на севере страны (оленеводы).
Язык тувинцев (или также сойонов) относится к тюркской ветке алтайской языковой семьи. Их самостоятельная республика возникла после 1921 года, когда в Монголии произошла так называемая народная революция. В 1944 году эта республика стала частью Советского Союза, под влиянием идеологии которого оставалась вплоть до переворота 1990 года. После расширения автономии и ослабления влияния России начали появляться самые разные духовные организации и центры (шаманские и ламаистические). Их целью было поддержать и развить все тувинское, что осталось.
В начале 90-х годов из Тывы уехало много русских семей. Тувинское окружение дало им понять, что «Тыва — для тувинцев, поэтому в ней должны жить только тувинцы». Когда я во время своей поездки в Тыву спросила, применялось ли тогда насилие, некоторые мне сказали, что нет, а другие, наоборот, вспомнили случаи физического насилия на улицах. Сейчас в Тыве проживает 340 тысяч тувинцев.
После 1990 года экономический интерес к региону со стороны России, понятно, не ослаб, поскольку у Тывы огромные природные запасы на будущее. Сейчас очень актуален вопрос, стоит ли строить железную дорогу, которая свяжет Россию с Тывой, чтобы можно было переправлять ценные природные богатства. Часть населения Тывы — против. Эти люди обоснованно предостерегают, что начнется уничтожение природы, с которой тувинская духовность тесно связана. Пока в Тыву можно добраться только на самолете или по шоссе из Абакана в Алтайском крае. Но ясно, что в итоге экономические интересы возьмут верх.
Переселение в города
В начале 90-х годов в Кызыле появились шаманские центры, а это означало, что практикующие шаманы стали перебираться из своих удаленных уголков в столицу. «Я решила переехать в Кызыл. Это единственная возможность заработать. У меня маленькие внуки, и я не хочу, чтобы они остались неграмотными. А школа стоит денег», — ответила одна шаманка, у которой я спросила, почему она не захотела оставаться в своих родных местах в Мойгун-Тайге, где была бы намного ближе к природе. Причина, которая заставила шаманов покинуть тайгу и степи, одна — безработица, а значит, отсутствие экономических источников для семей, проживающих в отдаленных деревнях и селах.
«Однажды по кызыльскому телевидению я увидела рекламу школы шаманов. Я сразу же туда отправилась», — вспоминала в 2003 году 40-летняя женщина, которая к тому времени занималась шаманством уже третий год.
«Желающих были десятки. И это понятно: Советский Союз распался, и шаманизм уже никто не запрещал. Кроме того, рекламу показали по телевидению, которое смотрят многие. В Тыве высокая безработица, и этот призыв услышали все. Из десятков желающих выбрали 19 человек. Отбор был строгий, но мне повезло. Я поступила в школу шаманизма первого мая 2000 года. В те времена в столице Тывы Кызыле открывались шаманские центры. Первый назывался „Хаттыг-Тайга" („Ветряная тайга"), и его создателем был как раз мой учитель».
Шаманские центры начали привлекать россиян. В Республику Тыву стали приезжать самые разные терапевты и врачи, чтобы ознакомиться с древними методами лечения. Некоторые в них сомневались, а другие, наоборот, в них верили.
Симпозиумы шаманов
Основателем шаманских центров является, в первую очередь, литератор, историк и этнограф Кенин Монгуш Лопсан, который до сих пор пользуется очень большим влиянием, хотя ему уже более 80 лет. В кызыльском музее у него есть отдельный кабинет, на дверях которого написано «Живое тувинское богатство». Тыва выделилась из всех сибирских республик и национальных общин, став настоящим оплотом сибирского шаманизма. Это подтверждают два международных симпозиума шаманов и шаманологов, состоявшиеся в республике в 1998 и 2003 годах. Благодаря своей шаманской пионерской деятельности Кенин Монгуш Лопсан почетным членом Нью-Йоркской академии наук.
Что входит в компетенцию шаманов? Были возрождены лечебные ритуалы, производство фигурок-талисманов, предсказания по 41 камешку, освящение деревьев и источников, а также многие другие методы. Шаманское лечение сопровождается пением шаманских песен, так называемых алгъышей.
После продолжительного пребывания в Тыве и встреч с шаманами любого исследователя и путешественника посетит, конечно, вопрос, кто здесь настоящий шаман, а кто занялся этим древним ремеслом только ради наживы и из хитрости. Но для малых народов России возрождение культурного богатства Тывы имеет огромное значение. Тыва стала символом обретения корней, которое в других регионах, несмотря на усилия местного населения, не удалось.