Перспектива независимости Каталонии пугает представителей бизнеса. Из региона уже уходят либо собираются уйти сотни испанских и зарубежных компаний. Немецкие и американские фирмы также готовятся к «плану В» — если все пойдет плохо.
Серьезным сигналом стал переезд ведущей биотехнологической фирмы Oryzon Genomics из Барселоны в Мадрид — из опасений грядущей нестабильности. Ведь пока абсолютно неясно, что произойдет в Каталонии после объявления независимости, будет ли вообще регион инкорпорирован в ЕС и общеевропейский рынок. По мнению экономистов, бизнес опасается неопределенного правового статуса и предпочитает уйти нежели рисковать. Представитель немецких предпринимателей в Барселоне Альбрехт Петерс заявил, что бизнес-климат в Каталонии уже испорчен, к переезду потенциально готовы около 800 фирм из Германии, в том числе такие сетевые гиганты, как Lidl, Aldi и Media Markt Saturn.
Среди факторов неопределенности для бизнеса — обостряющееся противостояние Мадрида и Барселоны, массовые демонстрации и забастовки, акты насилия, санкции со стороны центрального правительства. И, самое главное, будет ли принята Каталония в Евросоюз в качестве суверенной нации, и получит ли она свободный доступ к общему рынку. Ведь 80% каталонского экспорта идет в Испанию и страны ЕС. Даже при самом благоприятном варианте (если Испания не будет блокировать процесс) прием Каталонии в ЕС займет несколько лет, правительство Испании воздвигнет вокруг региона таможенные барьеры, страна выйдет из зоны евро, и этого достаточно, чтобы обрушить экономику региона. К тому же, бизнесмены не знают, какова будет экономическая политика независимой Каталонии. В нынешнюю коалицию сторонников независимости входят христианские демократы, коммунисты, левые радикалы и другие движения, которые имеют совершенно разные взгляды на экономику. Смогут ли они договориться, или в стране возникнет хаос?
В этой связи растет беспокойство и среди местных предпринимателей. Влиятельная каталонская бизнес-ассоциация Cercle d'Economia выразила крайнюю тревогу в связи с возможным отделением Каталонии от Испании и призвала обе стороны к переговорам. В заявлении говорится, что в случае объявления независимости Каталония окажется в чрезвычайно сложной ситуации, которая грозит самыми серьезными последствиями.
Чтобы успокоить публику, руководство крупных банков Caixa (третий банк Испании) и Sabadell сделало заявление, что интересы клиентов, акционеров и служащих будут защищены в любом случае. Несмотря на это, акции обоих банков упали сразу после референдума на пять процентов. Sabadell принял решение о переносе своей штаб-квартиры из Барселоны в Аликанте. Руководство банка объяснило это рисками, связанными с возможным отделением Каталонии от Испании. Банк Caixa также рассматривает возможность переезда из Барселоны в Валенсию. Учитывая сложившуюся ситуацию, испанское правительство обнародовало на днях указ, который облегчает переезд компаний из Каталонии в другие регионы Испании.
Каталония является на сегодняшний день наиболее экономически развитым регионом Испании. Здесь находятся штаб-квартиры нескольких самых крупных испанских компаний. Среди них — уже упомянутые банки Caixa и Sabadell, транспортная Abertis Infrastructures, нефтегазовая Gas Natural SDG, телекоммуникационная Cellnex Telecom, фармацевтическая Grifols, парфюмерная Puig (Nina Ricci, Paco Rabanne), дом моды Mango и многие другие. Среди иностранных инвесторов — Volkswagen (три завода в Каталонии, выпускающие автомобили Seat), американские компании Cargill и Airbnb, швейцарская Nestle. Кроме того, многочисленные представительства мирового отельного и туристического бизнеса. Теоретически Каталония выигрывает, если отделится от Испании. В 2016 году ВВП на душу населения здесь составлял около 30 тысяч евро, в остальной Испании — 23 тысячи. Каталония начитывает 7,5 миллиона человек (16,2% населения Испании), но ее доля в национальном ВВП — 20%. В Каталонии сосредоточены наиболее передовые предприятия испанской промышленности в области биотехнологий, фармацевтики, мирного атома и химии, а также многочисленные стартапы. Уровень безработицы в регионе ниже испанского, а торговый профицит — около шести процентов, как в торговле с Испанией, так и с Евросоюзом. Если бы Каталония была государством в составе ЕС, то по ВВП на душу населения она опережала бы Италию, не говоря об Испании и Португалии. Каталония привлекает больше иностранных инвестиций, чем остальная Испания, так как здесь выше производительность труда. Каталонцы считают, что платят слишком много в центральную казну, они оценивают свою ежегодную «переплату» в 16 миллиардов евро. По оценкам Мадрида, эта сумма не превышает 10 миллиардов евро.
В целом, независимая Каталония, по мнению экономистов, имеет все предпосылки, чтобы стать жизнеспособным государством. Но есть и серьезные противопоказания. Банковский сектор Каталонии слишком раздут (рассчитан на большую страну) и обременен общенациональными долгами. В случае выхода из Испании на Каталонию ляжет 20% общенационального долга, и долговая нагрузка составит 134% ВВП. В случае «развода» пострадают обе стороны. Будет установлена граница, что приведет к потере рабочих мест, замедлению товарооборота и бюрократическим проволочкам. Каталонский экспорт в «остальную» Испанию упадет на 50%. В результате, Каталония потеряет до 30% ВВП, а уровень безработицы вырастет вдвое. Испания, со своей стороны, потеряет 20% ВВП, 16% населения, четверть туристического потока и 14% иностранных инвестиций. Как Испания, так и Каталония значительно снизят свой кредитный рейтинг, что негативно отразится на инвестициях. Последует массовый уход зарубежных инвесторов из Каталонии. Однако самым критическим моментом станет вынужденный выход из еврозоны и введение собственной валюты. Каталонские банки будут не в состоянии реструктурировать кредиты и могут прибегнуть к «заморозке» активов. Поэтому сохранение членства в Евросоюзе — основной вопрос для Каталонии. Но, судя по всему, Брюссель занял жесткую позицию в отношении каталонской независимости и не намерен поддерживать сепаратистов.
Тем временем мировые рейтинговые агентства усиливают давление на Каталонию. О снижении кредитного рейтинга региона сообщили Fitch и Standard & Poor's (S&P). По их мнению, отделение от Испании повлечет за собой большие финансовые риски, ведь Барселона получает от Мадрида значительные кредиты для покрытия долгов. Ситуацию суммирует Международный валютный фонд: «В случае нарастания политических противоречий между Барселоной и Мадридом будет подорвано доверие инвесторов и потребителей, что станет ударом по экономике».