Папская академия жизни под руководством Палья будет такой, иначе история человечества не получит продолжения. Скажем «нет» отрицанию половых различий, «утопии среднего пола». Союзы должны заключаться между мужчинами и женщинами, и они должны быть равноправны.
Мужчины и женщины не должны лишь «говорить друг с другом о любви»: союз «между мужчиной и женщиной призван стать основным элементом существования всего общества». Об этом заявил папа Франциск в Папской академии жизни. Необходимо «противостоять негативным интерпретациям половых различий» со стороны тех, кто «хочет уничтожить эти различия». Понтифик выступает против «утопии среднего пола», которая одновременно лишает человека его достоинства и «личной способности к продолжению жизни».
Обращаясь к участникам XXIII Генеральной ассамблеи членов Папской академии жизни, которой руководит президент монсеньор Винченцо Палья (Vincenzo Paglia), проходившей в Ватикане с 5 по 6 октября 2017 года, епископ римский требует окончательно отказаться от «форм подчинения, которые, к сожалению, испытали на себе женщины в ходе истории». По мнению папы, «в этосе народов следует обозначить новое начало, а сделать это может обновленная культура идентичности и различия».
Для папы римского вопрос о достоинстве женщины касается не только «равных возможностей и взаимоуважения». Настоящая проблема, утверждает он, состоит во «взаимопонимании мужчин и женщин в вопросах смысла жизни и пути развития народов». Мужчин и женщин призывают не только «говорить друг с другом о любви, но и с любовью говорить друг с другом о том, что они должны делать, чтобы человеческое сосуществование проходило в свете любви Господа к каждому созданию». Необходимо говорить друг с другом и вступать в союз, «потому что никто из двоих, ни мужчина сам по себе, ни женщина сама по себе, не способны взять на себя эту ответственность».
По мнению понтифика, «таким образом, на горизонте истории этого времени стоит самая настоящая культурная революция. И церковь первой должна сыграть в ней свою роль. В этой перспективе необходимо прежде всего честно признать недостатки и промедления».
Франциск вспоминает, что «таинственная связь создания мира с появлением Сына, которая проявляется в том, что он рождается у Марии ради нашей любви, никогда не перестанет удивлять нас и вызывать наше сочувствие». Именно «это откровение окончательно освещает тайну существования и смысл жизни».
Союз «продолжения рода между мужчиной и женщиной является залогом всемирного гуманизма мужчин и женщин, а не недостатком. Наша история не будет возобновляться, если мы откажемся от этой истины». Папа подчеркивает, что «поскольку жизнь принимается как дар, она превосходит себя в даре: порождая ее, мы перерождаемся, проживая ее, мы обогащаемся». Отсюда предупреждение: «Необходимо принять вызов перед лицом угрозы в отношении продолжения жизни человечества, как если бы речь шла об унижении женщины и угрозе всеобщему благосостоянию».
Неправильна «недавно выдвинутая гипотеза об открытии пути к достоинству человека через радикальную нейтрализацию половых различий и, таким образом, союза мужчины и женщины». Вместо того чтобы «противостоять негативным интерпретациям половых различий, принижающих их неоценимую роль для человеческого достоинства, фактически наблюдается стремление уничтожить эти различия за счет применения техник и практик, делающих их несущественными для развития человека и человеческих отношений».
По мнению Франциска, «утопия среднего пола уничтожает одновременно как достоинство человека, наделенного изначально строением с половыми различиями, так и личную его способность к продолжению жизни».
«Биологическая и психическая манипуляция половыми различиями, которая предусмотрена сегодня биологическими и медицинскими технологиями, подразумевает, что они являются сферой свободного выбора (в то время как это не так), это несет в себе риск уничтожения источника энергии, подпитывающего союз между мужчиной и женщиной и делающий его созидательным и плодотворным».
Папа римский осуждает также «преклонение перед эго» и «неограниченный материализм» «союза экономики и технологий», распространяющего идею «жизни как ресурса, который необходимо расходовать или сбросить со счетов в зависимости от приоритетов власти и прибыли».
Франциск объясняет также, что идея «благополучия, которое якобы автоматически распространится с расширением рынка» развивается одновременно с расширением «территорий бедности и конфликта, отказа и заброшенности».
Папа говорит о необходимости «возвращения к восприимчивости в отношении различного возраста, в частности детского и пожилого. Все, что в них есть нежного, хрупкого, ранимого и уязвимого для растления, входит в сферу, которая не может ограничиваться исключительно медициной и благосостоянием. Здесь речь идет о человеческой восприимчивости, частях души, которые требуют, чтобы их выслушали и признали, чтобы о них заботились и их ценили как отдельные люди, так и общество в целом».
Общество, «в котором все это можно только купить и продать, бюрократически выверенное и технически предрасположенное, — это общество, утратившее смысл жизни. Оно не передаст его своим маленьким детям и не признает его в своих пожилых родителях. Вот почему, почти не отдавая себе в этом отчета, мы строим города, все более враждебные по отношению к детям, и сообщества, все более неприветливые к пожилым людям, из стен, где нет ни окон, ни дверей; они призваны защищать, но в реальности люди в них задыхаются».