Это множество незначительных, на первый взгляд, явлений, которые сложно заметить и зафиксировать, но у которых обнаруживается общая схема и цель. Как работает российская пропаганда в Польше и других странах Вышеградской четверки?
Журналисты из Польши, Венгрии, Чехии и Словакии решили изучить, как Россия распространяет свое влияние в Центральной Европе. Несколько месяцев назад мы задались вопросом: какова схема функционирования российской пропагандистской машины? В каких сферах пророссийское лобби приобретает вес? И, наконец, существует ли единый образец, по которому действуют прокремлевские силы в наших странах?
Так возник интернет-проект Vsquare.org, предлагающий расследования, комментарии и интервью с экспертами, которые готовят журналисты из стран Вышеградской четверки. Координатором проекта выступает польский Фонд репортеров. Представляем первые результаты международного расследования.
Первый инструмент: сеть организаций
Первым шагом в формировании пропагандистской повестки всегда становится создание сети организаций. Основной принцип — «вода камень точит». Люди, продвигающие интересы Кремля, умеют быть терпеливыми: они годами остаются в тени и не выходят на первый план, работая, например, в небольших ультраправых организациях. Это позволяет пророссийским пропагандистам приобрести репутацию безвредных.
Так было с венгерским политиком Белой Ковачем (Béla Kovács) — малоизвестным пророссийским политиком с крайне правого политического фланга. Примерно десять лет назад он появился в Будапеште с чемоданом евро. Деньги, по официальной версии, он заработал на бизнесе с Россией, но реальный источник их происхождения остается неизвестным. В 2009 году Ковач основал и возглавил Альянс европейских национальных движений.
Он начал окружать себя ультраправыми политиками и вступил в партию «За лучшую Венгрию», где вскоре стал заведовать финансами. Движение начало приобретать популярность и получило на выборах 2014 года около 20% голосов. Члены партии все теплее высказывались о России и даже признали нелегальную аннексию Крыма. В 2014 году Ковача обвинили в шпионаже в пользу России. Об этом заговорили накануне выборов в Европарламент. Оказалось, что венгерский политик тайно встречался с российскими дипломатами и почти каждый месяц ездил в Москву, а его супруга в прошлом сотрудничала с КГБ. Позднее независимые СМИ сообщили, что сам Ковач был сыном советского военного.
Казалось, что венгерскому государству удалось нейтрализовать этого человека, но на самом деле это не так. В результате журналистского расследования, которое провели проект Vsquare.org и журналист Сабольч Паньи (Szabolcs Panyi), удалось выяснить, что влиятельные люди, связанные с венгерскими следственными органами, смогли развалить дело в отношении Ковача: обвинения ему были предъявлены слишком рано, поэтому в разработку не успела попасть вся сеть его контактов.
Весной 2014 года венгерские спецслужбы занимались сбором улик против Ковача, надеясь поймать его с поличным, но сверху поступил сигнал, что расследование следует завершить на текущем этапе, а дело — передать в прокуратуру. Как полагает бывший высокопоставленный офицер Ференц Катреин (Ferenc Katrein), в таких обстоятельствах Ковача будет сложно обвинить в шпионаже. «Не было арестов, обысков, никого не удалось поймать на месте преступления. У всех, кто был в этом замешан, хватило времени замести все следы сотрудничества», — объясняет он. Передача дела из контрразведки в прокуратуру выглядела как жест премьера Виктора Орбана в сторону Москвы. Процесс до сих пор не начался, а Ковач остается депутатом Европарламента и членом партии «За лучшую Венгрию».
Ковач рассказывал, что поддерживает контакты с политиками крайнего правого фланга, в том числе, в Польше. Речь шла, например, о бывшем члене партии «Самооборона» Матеуше Пискорском (Mateusz Piskorski), который основал партию «Смена», а сейчас находится под арестом по обвинению в шпионаже в пользу России.
Пискорский — не единственный политик с подозрительными связями. Бывший лидер Альянса европейских национальных движений Брюно Гольниш (Bruno Gollnisch) обнародовал в своем блоге список членов этой промосковской организации. В нем присутствует, в частности, имя заместителя главы польского оборонного ведомства Бартоша Ковнацкого (Bartosz Kownacki).
Ковнацкий уверяет, что уже давно не имеет ничего общего с этой организацией, но несколько месяцев назад его историей заинтересовалась газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. Издание рассказало о том, как политик в качестве наблюдателя от Альянса ездил в 2012 году на президентские выборы в Россию. В тот момент Ковнацкий был членом партии «Солидарная Польша», а в Москву он отправился, замещая профессора Рышарда Бендера (Ryszard Bender). «Альянс существует при Европарламенте и получает от него финансирование», — заявил Ковнацкий в ответ на обвинения немецкой газеты.
Если в Венгрии пророссийские организации уже давно попали в политический мейнстрим, то в Польше этому мешает наша сложная история отношений с Россией. Тем не менее, Кремль старается найти в нашей стране «своих людей». Формированием сети контактов в Польше (а также в Чехии, Словакии и Венгрии) занимался Александр Усовский. Пользуясь средствами приближенных к Кремлю олигархов, он, в частности, устраивал и поддерживал в этих странах антиукраинские выступления, которые потом освещали российские СМИ.
О деятельности Усовского стало известно после того, как его электронный почтовый ящик взломали украинские хакеры, а письма опубликовал портал InformNapalm. Оказалось, что этот человек пытался наладить контакты с политиками из Союза левых сил (PSL) и партии KORWiN. В Польше особенных успехов Усовскому добиться не удалось, хотя, например, Януш Корвин-Микке (Janusz Korwin-Mikke) принял участие в пропагандистской поездке в оккупированный Крым.
Второй инструмент: фабрики троллей
Создание сетей организаций — это только первый шаг. «Всевозможные ассоциации и политические партии позволяют Москве вести активную информационную деятельность на разных уровнях», — говорит сотрудник фонда Безопасное цифровое пространство Камиль Басай (Kamil Basaj), который занимается анализом тем, которые поднимает в Польше российская пропаганда.
Россия пошла в пропагандистское наступление в 2014 году после аннексии Крыма и вторжения «зеленых человечков» на восток Украины. Сеть наводнили эмоциональные антиукраинские и пророссийские комментарии, наполненные отсылками к национальной тематике. Их «авторы», то есть анонимные интернет-тролли, призывали к солидарности славянских народов, а одновременно разжигали антиевропейские и антинатовские настроения.
Конечно, российским троллям нужны помощники на местах, которые распространят их фальшивую информацию. Эксперт по восточной политике Витольд Юраш (Witold Jurasz), много лет проработавший дипломатом в России и Белоруссии, говорит, что в Польше работают максимум несколько десятков российских агентов. «Зато людей, которые бездумно, зачастую сами того не осознавая, выступают российскими троллями, у нас сотни», — говорит он.
Самое действенное орудие пропаганды — это фальшивые новости. Чем больше эмоций они вызовут, тем лучше эффект, объясняет Юраш. Пример? Через некоторое время после того, как американские военные расположились на базе в Жагани, в сети появилась информация, что темнокожие мужчины попытались изнасиловать польку, возвращавшуюся с дискотеки, и избили поляка, который встал на ее защиту.
Статья появилась в анонимном блоге, потом ее перепечатал локальный портал OtoBoleslawiec.pl. Текст сопровождался призывом организовать акцию протеста у военной базы. Вскоре оказалось, что история была выдумкой, но еще быстрее она… появилась на польской версии сайта Sputniknews. «Новость» пересказал там некто Давид Блюм. В своем комментарии он писал: «Центральные СМИ наверняка постараются замолчать тему эксцессов с участием находящихся в Польше американских военных. Интернет, однако, уже полнится такими сообщениями. Мы слышим то об истории в Болеславце, то об унесшем жизнь одного человека инциденте в Редзиково, то о рассыпанных на дороге в окрестностях Зеленой-Гуры танковых боеприпасах, то о пьяном американском военном за рулем, которого поймали в Новогруде-Бобжаньском». Вслед за Sputnik эту тему подхватили такие порталы, как Niezależny Dziennik Polityczny, чьи связи с российскими спецслужбами вскрыли журналисты портала OKO.press.
Третий инструмент: дискредитация Запада
Кто-то может задаться вопросом: зачем Кремлю распространять информацию о якобы имевшем место изнасиловании в Жагани? Парадоксальность ситуации заключается в том, что кремлевская пропаганда относительно редко поднимает тему России. Кроме того, она отнюдь не ограничивает свою деятельность такими порталами, как Sputnik (иначе выглядит ситуация в Венгрии, где на этот ресурс регулярно ссылаются центральные СМИ).
В Польше Кремль продвигает не столько пророссийский, сколько антизападный и антиукраинский дискурс. Чаще всего он звучит на сайтах ультраправых организаций и распространяется при помощи социальных сетей. «Пропагандистская война — это не реклама „хорошей России", а рассказы о том, что Запад еще хуже (или ничуть не лучше)», — подчеркивает Витольд Юраш.
Того же мнения придерживается Марчин Рей (Marcin Rey) — автор проекта «Российская пятая колонная в Польше», который был первым, кто занялся у нас изучением информационного воздействия России. Он неоднократно обращал внимание, насколько сложно выявить и описать это явление, и призывал исследовать его на конкретных примерах, поскольку лишь их сопоставление может дать целостную картину. Это густая сеть, состоящая из отдельных людей, организаций и интернет-порталов.
Российская пропаганда взяла на прицел Европейский союз и НАТО: она старается дискредитировать идею присутствия войск Альянса в Польше, а также разжечь неприязнь к украинцам и беженцам. «Тема беженцев, например, используется для того, чтобы представить ЕС в образе движущейся к краху организации, которая не может справиться с наплывом мигрантов из арабских стран», — подчеркивает в интервью Vsquare.org Камиль Басай.
Нюансы меняются в зависимости от страны. Американский аналитический центр Atlantic Council отмечает, что в Польше, например, Россия транслирует следующее послание: натовские военные ведут себя практически, как оккупанты, поэтому поляки не одобряют их присутствия, а сам Альянс занимается «агрессивной экспансией», угрожающей России. Одновременно в положительном ключе преподносятся, например, российские действия в Сирии.
Будет только хуже
Около года назад Владимир Путин утвердил новую доктрину информационной безопасности Российской Федерации, упор в которой делается на пропагандистские операции за границей. Все указывает на то, что явление, изучением которого занялся проект Vsquare.org, будет набирать силу. «Информация, которая преподносится определенным образом, в конкретный момент и конкретным адресатам, испокон веков служила оружием. Отличительной особенностью нашей эпохи стали новые инструменты распространения этой информации. Благодаря развитию интернета и современных технологий, можно достаточно легко проводить массированные атаки на целые страны», — подчеркивает Басай.
Несколько месяцев назад в Чехии появилось специальное агентство, которое займется противодействием российской пропаганде и попыткам Кремля повлиять на результат выборов. В Польше государственного органа, который бы профессионально занимался такими темами, как деятельность интернет-ботов и российская пропаганда, к сожалению, до сих пор нет. На это обращал внимание в интервью Wprost бывший сотрудник разведки Винсент Северский (Vincent Severski), который констатировал, что противник становится все сильнее, а Польша остается на этой войне безоружной.