Прошло 26 лет с тех пор, как распался Советский Союз. Турция установила дипломатические отношения со всеми независимыми постсоветскими государствами и развивала эти связи. Но с Арменией у нас по-прежнему отсутствуют дипломатические отношения, сухопутная граница между двумя странами продолжает оставаться закрытой.
10 октября исполняется восьмая годовщина подписания двух протоколов между Турцией и Арменией в Цюрихе в 2009 году. Двусторонние протоколы, заключенные в результате ряда последовательно проведенных встреч при содействующей роли Швейцарии в 2008 и 2009 годах, предусматривали установление дипломатических отношений и развитие добрососедских отношений между Турцией и Арменией. Для достижения этих целей парламенты двух стран должны были ратифицировать и ввести в силу цюрихские протоколы. Но этого не произошло.
Нормализацию турецко-армянских отношений и урегулирование проблемы Нагорного Карабаха — два важнейших вопроса с точки зрения стабильности и безопасности на Южном Кавказе — Турция рассматривала как процессы, которые должны идти параллельно друг с другом при поддержке с обеих сторон. Если бы все так и продолжалось, то по каждому из этих вопросов можно было бы добиться прогресса.
Турция не впервые столкнулась с утратой доверия во внешней политике. В силу того, что Турция и раньше теряла доверие в глазах своих союзников или соседей в регионе, ее, откровенно говоря, почти не беспокоил тот факт, что Армения тоже вошла в число этих соседей. А шанс стать поистине важным региональным игроком на Южном Кавказе моментально улетучился.
В ходе процесса, связанного с подписанием протоколов, Армения испытывала давление со стороны определенных внутриполитических сил и диаспоры. Но когда Турция после подписания протоколов 10 октября 2009 года поставила предварительное условие, это в некотором смысле дало Армении возможность избавиться от этого давления. Армения, дав понять, что она не ратифицирует двусторонние протоколы до тех пор, пока этого не сделает Турция, смогла обвинить Турцию в препятствовании процессу нормализации.
В феврале 2015 года протоколы, затерявшиеся на пыльных полках архива Великого национального собрания Турции, были отозваны из парламента Армении президентом Армении Сержем Саргсяном.
Выступление Саргсяна по случаю открытия 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, похоже, заведет турецко-армянские отношения, которые никак не могут продвинуться вперед, в новую и еще более безнадежную фазу. В своей речи Саргсян сказал: «Турция ошибается, если думает, что может бесконечно удерживать в заложниках эти протоколы и ратифицировать их, только когда ей будет удобно». Он также подчеркнул, что никаких подвижек в претворении этих документов в жизнь не наблюдается. В этих условиях с весны 2018 года Армения признает турецко-армянские протоколы «недействительными», отметил Саргсян.
Политическая обстановка, в которой находится Турция, едва ли позволит до весны 2018 года добиться какого-либо прогресса по подписанным с Арменией протоколам. В таком случае спустя пять месяцев эти документы будут признаны армянской стороной «недействительными».
Эти протоколы — единственные совместно подписанные между двумя странами документы со времен заключения Карсского договора 1921 года — действительно были важнейшей имевшейся основой для нормализации турецко-армянских отношений. В дальнейшем нормализация отношений двух стран будет отложена до «лучших времен».
Нормализация отношений с Арменией была определена как необходимость процесса общественной демократизации Турции. Одним фактором демократизации было урегулирование этой ситуации, которая является следом холодной войны, а другим — достижение исторического общественного согласия Турции с проживающими на ее территории гражданами курдского происхождения. Ни одного из этих пунктов отныне нет на повестке дня. В этих условиях все более крепнет точка зрения о том, что в Турции с повестки дня сошла и сама демократизация. К тому же усиливается вера в то, что отныне для нормализации необходимо подождать демократизации в Турции.
Армения совершит ошибку, признав протоколы недействительными. Это даст Турции возможность утверждать, что Армения и есть та сторона, которая аннулировала протоколы и сам процесс нормализации. А Турция, даже если в краткосрочной перспективе ей удастся таким образом сделать Армению козлом отпущения, в дальнейшем, когда процесс нормализации снова возникнет на повестке дня, утратит возможность вернуться к этим документам. Тем временем в ходе новых переговоров, которые в таком случае начнутся «с нуля», будет крайне сложно снова добиться преимуществ, полученных благодаря существующим протоколам.
Принятие внешнеполитических решений под влиянием краткосрочных, близоруких, эмоциональных и реакционных мотивов, как правило, оказывает негативное влияние на интересы в средне- и долгосрочной перспективе. Если такая позиция сохранится, то, как становится понятно, протоколы о процессе нормализации турецко-армянских отношений, которые вот-вот отправятся в мусорное ведро, будут не последней потерей Турции.