Ожидающим возрождения экспорта в Россию не стоит надеяться, по крайней мере, на то, что антироссийские санкции и контрсанкции будут сняты в ближайшее время и торговля возобновится с прежней силой.
Знатоки российской экономики считают, что администрация России готова сохранить санкции для некоторых западных товаров в течение еще нескольких лет. Введенные Западом санкции вряд ли будут сняты в ближайшее время. Решение этой проблемы могло бы заключаться в отказе России от Крыма и территорий, захваченных на Восточной Украине.
Президентские выборы в следующем году вряд ли изменят отношение к таможенным ограничениям. Как показал прошлый год, плохая экономическая политика — результат хорошей политики силы. Курс на обновление экономики и торговли, нарушающий существующий баланс сил, мог бы стать угрозой для положения президента Владимира Путина.
Россия запретила импорт практически всех продовольственных товаров из стран ЕС и США в августе 2015 года. Позже список был расширен. Президент Путин заявил, что ограничения на экспорт и импорт будут использованы для развития сектора сельского хозяйства и продовольственного сектора.
Этот проект вызвал разногласия. Россияне получали много продуктов из западных стран. Отечественное сельское хозяйство не было эффективным, качество продуктов питания было в целом значительно хуже, чем товары, привозимые с Запада.
Для продовольственных предприятий и переработчиков это была новая сфера, которую нелегко освоить за одно мгновение. У них не было контрактов с российскими фермерами, не было молочных заводов, боен или транспортной логистики в России. Директора западных предприятий приехали в Москву с чемоданами, полными денег: им срочно надо было строить заводы и офисы.
У инвестиций было и побочное влияние. Стоимость продуктов питания быстро возросла — особенно подорожала цена на импортные продукты. Их можно было получить в обход ограничений: западные продукты поступали в Россию через Белоруссию. Мясо поступало из Южной Америки.
Изменения в логистических цепях и их удлинение спровоцировало рост цен. Потребитель платил свою часть за политику силы в продуктовых магазинах. Тем не менее, по результатам недавних опросов общественного мнения, можно прийти к выводу, что россияне не начнут мятеж из-за еды. Большая часть русских поддерживает запрет на ввоз продуктов. Для многих рост цен на еду и падение качества продуктов — своеобразная «цена освобождения Крыма», которую все готовы заплатить добровольно.
В сельской местности — где Путин особенно популярен — пропажи импортной еды и роста цен на импортную еду даже не заметили, потому что там ее никогда и не продавали.
От ответных санкций не спешат отказываться и потому, что некоторые звенья продовольственного сектора наконец-то начали развиваться и набирать силу. Например, Россия начала полностью обеспечивать себя свининой. В ближайшее время Россия, по всей видимости, превратится в важнейшего мирового поставщика свинины. А Китай является заинтересованным потребителем.
Положительные изменения в экономике тоже уменьшают потребность в отмене таможенных ограничений. Инфляция замедляется, экономика растет, цена на нефть стабилизируется. Ощущение кризиса отступает.