Обнинск/Калуга — Голубой мобильный телефон Татьяны Котляр звонит не переставая в маленькой приемной рядом с продуктовым магазином.
За последние годы она зарегистрировала не менее тысячи беженцев и мигрантов на свой домашний адрес — бесплатно.
«Я помогаю России и делаю работу властей, регистрируя беженцев».
Еще когда на Украине только начались бои в 2014 году, было ясно, что многие беженцы с востока Украины будут пытаться уйти еще дальше на восток, в Россию, в том числе из идеологических соображений.
Их объединяет русский язык, у многих есть связи с Россией, родственники в обеих странах, или же они вообще русские.
Чтобы получить вид на жительство, люди, иностранные граждане или лица без гражданства должны зарегистрироваться в том районе, где они находятся. Такую регистрацию могут осуществить только граждане России. Иначе беженцы лишаются права на социальное пособие или, например, на место для детей в детском саду.
Многие приходят сюда, чтобы получить помощь Татьяны Котляр, которая нарушает закон, регистрируя слишком много людей. По ее словам, она делает это, чтобы помочь им получить российское гражданство.
Всего в регион приехали более 15 тысяч беженцев.
В городе Калуга, в 80 километрах к юго-востоку от офиса Татьяны, Оксана Кобанцева спрашивает, что она должна сделать, чтобы ее дети могли остаться.
Летом 2014 года она с двумя маленькими детьми бежала их города Молодогвардейска в самопровозглашенной Луганской народной республике. Город по-прежнему контролируют сепаратисты, а не украинские власти. Оксана с детьми сбежала от боев через «зеленый коридор», организованный для гражданских лиц.
У нее на руках спит третий ребенок — двухлетний Кирилл, который родился в России.
С помощью юриста Любови Моисеевой Оксана написала заявления для детей — запрос к властям, которые занимаются миграционными делами.
У самой Оксаны — временный вид на жительство и действующая регистрация Татьяны Котляр, которая в будущем может помочь ей получить гражданство. Детям же в регистрации отказали, так как крайний срок, отведенный для нее, уже истек. У семьи не было возможности купить регистрации для всей семьи в течение семи дней, а за это положен штраф.
«Боюсь, нам угрожает высылка из России», — говорит Оксана, чья мать родилась в России, но переехала на Украину и получила украинское гражданство.
Спасением могли бы стать так называемые фальшивые регистрации, которые можно получить, заплатив частному предприятию, которое впишет человека по адресу в жилом районе, где тот находится. Однако это может обойтись в сумму до 1 670 крон (почти 12 000 рублей — прим. ред.) на человека.
В теории он должен был быть в России желанным гостем и героем и давно уже получить статус беженца. В России сепаратистов, берущихся за оружие на Украине, нередко превозносят.
Юрист Любовь рекомендует всей семье обзавестись бесплатными регистрациями у Татьяны Котляр. С такими регистрациями дети в будущем смогут стать российскими гражданами.
«Но власти могут решить не признавать некоторые из регистраций Котляр, так как ее деятельность уже у всех на устах», — говорит Любовь Моисеева, которая сама — из Узбекистана и получила помощь от Татьяны, когда переехала.
УФМС, бывшая Миграционная служба России, была ликвидирована Путиным в 2016 году (не ликвидирована, а передана в подчинение Министерству внутренних дел — прим. ред.). Сейчас миграционные дела перешли в ведение Министерства внутренних дел, которое не было к этому готово, что привело к ситуации, сильно напоминающей полный хаос, как рассказали SvD правозащитники.
Другая женщина из Донецка, Наталья Голубенко, которая тоже получила регистрацию у Татьяны, считает, что беженцы застревают в системе, которая просто не хочет заниматься никакими беженцами. Ее дом обстреливали, и она тоже бежала со своими детьми в 2014 году.
«Не имеет никакого значения, из Донецка ты или Луганска, и есть ли какая-то программа переселения соотечественников. Татьяне нужно дать золотую медаль!»
Дома у Татьяны Котляр, в Обнинске, телефон продолжает звонить с небольшими промежутками времени.
В прошлом месяце Татьяну Котляр приговорили к штрафу на сумму, соответствующую 20 880 крон (более 148 тысяч рублей — прим. ред.), так как она продолжает регистрировать беженцев и мигрантов в своей квартире. В этот раз речь шла о 167 беженцах, в основном из Луганской и Донецкой областей.
По официальной версии, Россия хочет помочь этим людям.
Татьяна Котляр подала апелляцию в Европейский суд по правам человека. Она считает, что не сделала ничего противозаконного.
А штрафуют ее не в первый раз. В ноябре 2015 года ей уже выписывали штраф на 20 880 крон.
Государству ее преступления могут быть на пользу.
Она также получила и определенное признание властей в благодарность за свою работу с беженцами. Ее наградили дипломом. Театр абсурда, считает она сама.
«Мне удалось помочь сотням беженцев с Украины, людям, которые сейчас уже — граждане России. Власти не могут отказаться регистрировать, они это сами понимают. Я намерена продолжать помогать беженцам с Украины и дальше».
Замороженный конфликт
Конфликт на востоке Украины между вооруженными группировками и правительственными силами начался в 2014 году и все еще продолжается.
По подсчетам, в России — 11 миллионов мигрантов при населении в 143 миллиона. Прежняя российская миграционная служба, УФМС, сообщала, что с 2014 года приняла минимум 2,6 миллионов беженцев с Украины, в особенности из восточных частей страны. По словам Украины и организации ООН по делам беженцев УВКБ, цифра значительно ниже. По информации УВКБ, из-за боев минимум 1,6 миллионов переехали на запад, в сторону украинской столицы Киева.
С временными видами на жительство люди могут оставаться в России и работать, а также трудоустроиться, не запрашивая разрешения на работу. Также существует финансируемая государством программа переселения соотечественников, каковыми и считаются люди, бегущие из контролируемых сепаратистами районов на востоке Украины.