Нашедший прибежище во Франции в январе 2017 года российский художник-диссидент Петр Павленский явно недолюбливает банки. Этим утром его задержали за поджог фасада Банка Франции на площади Бастилии.
Вопреки распространенному мнению в сожжении банкнот нет ничего незаконного. Только вот к поджогу самого банка это явно не относится. В этом очень скоро предстоит убедиться Петру Павленскому, которого задержали утром 16 октября за поджог фасада Банка Франции в ночь с воскресенья на понедельник.
Мастер перформанса и пироман
Петр Павленский прославился своим радикальным подходом. Художника-диссидента не раз задерживали на родине, где он шел на самоистязание, чтобы выразить протест. В 2012 году он зашил себе рот в знак несогласия с арестом Pussy Riot. Причинение самому себе физической боли стало в его руках политическим инструментом. Его кредо: обличать авторитаризм российской власти, нацеливая акции на различные ведомства. Так, он отрезал себе мочку уха, сидя на стене психиатрического института Сербского. В другой раз он прибил мошонку к мостовой на Красной площади в день полиции. Подобно французскому художнику Орлану Павленский превращает самоистязание в протестное искусство. Только вот периодически под раздачу попадают и здания.
В 2015 году он поджег дверь главного управления ФСБ в Москве. Этот радикальный перформанс во многом перекликается с поджогом Банка Франции. Впоследствии Павленский получил политическое убежище во Франции. По всей видимости, глашатай протестного искусства зол не только на российскую власть. Он взял на прицел все, что хотя бы отдаленно напоминает господство. На государственное насилие он отвечает собственным, которое носит куда менее символический характер.
Разжечь пламя Французской революции?
Таким образом, после полицейских репрессий новым врагом Павленского становится власть банков, которую символизирует Банк Франции. Тот работает под эгидой Европейского Центробанка и призван обеспечить валютную стабильность.
Банк закрыт «до нового распоряжения»
Пожар был вовремя потушен и повредил лишь внешний фасад здания. Тем не менее, ущерб был достаточно значительным, чтобы послужить основанием для закрытия учреждения. Поздним утром рабочие все еще собирали обугленные обломки.
«Отделение не будет открыто до нового распоряжения. Банк Франции не сможет предоставлять услуги частным лицам и предприятиям», — сообщил AFP пресс-секретарь Банка Франции.