Россия использовала сетевые сервисы для того, чтобы повлиять на американские выборы? Сейчас эта тема активно обсуждается в США. Социальные сети начинают играть роль газет или телевидения. На этом фоне многие считают, что они должны нести социальную ответственность. Похоже, полемика на эту тему продолжится, поскольку она имеет отношение к реалиям американской демократии.
«Мы будем следить за ситуацией», — заявил 18 октября вице-президент Фейсбук Дэвид Маркус (David Marcus), принявший участие в мероприятии D.Live, организованном газетой The Wall Street Journal. Он подчеркнул намерение прилагать усилия к тому, чтобы третьи лица не злоупотребляли сетевыми сервисами.
Стало известно, что в период с 2015 года по настоящее время на Facebook было опубликовано более трех тысяч противозаконных сообщений, к которым имеет отношение Россия. Суть сообщений состояла в разжигании расовой и половой ненависти для того, чтобы внести раскол в общество. Эксперты отмечают, что это способствовало победе Трампа на прошлогодних выборах президента.
В США вмешательство иностранных государств в выборы является преступлением. Американские СМИ называют это кибератакой на демократию. Они усиливают критику Facebook, поскольку он не смог предотвратить публикацию подобных сообщений.
Маркус осознавал происходящее, когда делал свои заявления. Он также отметил: «Когда мы запускаем новый сервис, мы должны следить за тем, чтобы его не использовали даже неумышленно».
В тот день мероприятие также посетил создатель портала BuzzFeed Иона Перетти (Jonah Peretti). Комментируя такие компании, как Google и Facebook, он заявил: «Если они не будут финансировать проверку новостей, то кто еще будет заниматься этим?» Он также подчеркнул, что они должны улучшить свои услуги.
Google и Facebook, у которых много читателей, называют платформами. Новые СМИ, подобные BuzzFeed, завоевывают пользователей за счет размещения сообщений на этих платформах. На Google и Facebook приходится примерно 60% американского рынка цифровой рекламы. Поэтому все больше пользователей требует от них отдачи.
На фоне обсуждаемой конгрессом возможности введения ограничений споры вокруг сетевого бизнеса становятся все ожесточеннее. Однако не похоже, что интернет-компании готовы взять под козырек. «Ежемесячно Facebook пользуется два миллиарда пользователей. Иногда случаются огорчения, — заявил Маркус, — Люди забывают о нашей эффективности при бедствиях, когда необходимо выяснить, все в порядке с человеком или нет». Было заметно, что его раздражает непрекращающаяся критика.
Проблема также имеет отношение к конфронтации между существующими и новыми СМИ, поэтому сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Перетти отметил: «Если подумать об избирателях, то СМИ, полагающиеся на ограниченный круг читателей, не смогут получить широкую поддержку». По его словам, проблему противозаконных российских сообщений на Facebook будет сложно решить, если не задумываться о прослойке населения, которая читает бесплатные новости в сети.
Facebook намерен нанимать людей тысячами для того, чтобы отфильтровывать сообщения, чем ранее в основном занимался искусственный интеллект. Тем не менее проблему не устранить показными мерами. «Это серьезная проверка для демократии. Бизнес-модель новостей меняется», — заявляет Перетти. В ближайшее время Японии предстоит столкнуться с вопросом, который уже обсуждается в США.