После выборов в законодательные органы власти, состоявшихся в прошлое воскресенье, Маурисио Макри сосредоточит в своих руках огромную власть. Почти полную. Поддерживающая его политическая коалиция «Cambiemos» («Давайте изменим») превратилась в центр всей политической жизни в стране, одержав сокрушительную победу, превзошедшую все ожидания.
После официального подсчета голосов «Cambiemos» стала главной партией Аргентины, пришедшей на смену перонизму и став стержнем политики страны.
Победы, одержанные в пяти крупных округах, наделяют Макри невиданными властными полномочиями. Последний раз нечто подобное наблюдалось в 1985 году, когда президент Рауль Альфонсин (Raúl Alfonsín), также не являвшийся перонистом, сумел одержать убедительную победу на выборах в законодательные органы в середине своего президентского срока. Коалиция «Cambiemos»одержала победу с перевесом в четыре пункта даже в провинции Буэнос-Айрес, где выставляла свою кандидатуру бывший президент Кристина Киршнер. Она потерпела тяжелейшее поражение, которое может стать началом конца ее успешной политической карьеры.
Праздновать победу стали с первой же минуты после подсчета голосов. В резиденции Макри в Буэнос-Айресе запускали воздушные шары, танцевали и пели куплеты «Не возвращайтесь больше никогда», адресованные сторонникам Киршнер. Перонисты же молча ожидали, что в последний момент, уже на рассвете, наступит перелом. Но перелома не произошло. После подсчета 99% бюллетеней кандидат Макри Эстебан Буллрич (Esteban Bullrich) получил 41,38% голосов, почти на 400 тысяч больше, чем Кристина Киршнер (37,25%).
Макри выступал накануне вечером последним, уже после Киршнер. «Сегодня победила уверенность в том, что мы можем изменить историю навсегда. Мы хотим добиться чего-то важного, страны, настроенной на то, чтобы все делать хорошо. И это только начало, мы только начали реформировать Аргентину», — сказал президент.
«В этом году нас стало больше, в следующем будет еще больше, а затем еще. Наша общая мечта заключается в том, чтобы избавить всех аргентинцев от бедности. Мы — то поколение, которое изменяет историю, мы призываем перестать говорить «это невозможно». Аргентинцы — народ неудержимый»,- добавил он возбужденно.
До этого, в Саранди (Sarandí) Киршнер заявила, что не воспринимает итоги выборов как поражение. «Гражданское Единство» на этих выборах получило больше голосов, чем на первичных выборах в августе 2017 года. Мы сумели увеличить наши ряды и противостоять невиданной доселе концентрации власти», — сказала Киршнер своим сторонникам, ожидавшим ее почти до полуночи.
«Гражданское Единство» выступает в качестве главной оппозиционной силы по отношению к нынешнему правительству. Она составит основу выстраивания альтернативы правительству. Ничего здесь не заканчивается, всё еще только начинается», — добавила она, обращаясь к перонистам, в среде которых тоже идет борьба за власть. Она не собирается уходить. Если другие хотят стать лидерами, то им придется с ней серьезно побороться.
Популярности Макри, заметно укрепившего свое влияние в Аргентине за последние месяцы, похоже, ничто не угрожает. Ни экономический кризис, который начинает постепенно затухать, но все еще несет тяжелые последствия для наиболее незащищенных слоев общества, страдающих от самой высокой инфляции в Латинской Америке после Венесуэлы, ни обнаружение трупа Сантьяго Мальдонадо (Santiago Maldonado), последний без вести пропавший аргентинец.
Аргентинцы, в особенности городской средний класс и люди, проживающие в сельской местности, получившие большое облегчение вследствие снижения налоговой ставки, по всей видимости, исполнены решимости дать Макри шанс после 13 лет пребывания у власти супругов Киршнер.
Президент вступил в должность в 2015 году, одержав минимальную победу в три пункта и имея меньшинство сторонников в Парламенте. Однако, постепенно, методом проб и ошибок, при плохих экономических показателях 2016 года и увеличении бедности он проводил в жизнь свой курс на перемены, основанный на убеждении, что лучшее будущее возможно, если у него будет достаточно времени для руководства страной.
Но еще большее удивление вызывает победа в таких местах как Сальта, где у власти находится один обновленцев перонизма Хуан Мануэль Уртубей (Juan Manuel Urtubey), в Чако и даже в Ла-Риохе, где выдвигал свою кандидатуру бывший президент Карлос Менем. Закат перонизма наблюдается почти повсеместно, ему удается удерживать свои позиции лишь в некоторых обедневших провинциях, за исключением Сан-Луиса, где, вопреки прогнозам, поддержку одержали представитель семьи Родригес Саа (Rodríguez Saá). Макри одержал убедительную победу даже в Санта-Крусе, откуда родом Киршнеры.
Кристина, одно из главных действующих лиц избирательной кампании, активно дававшая интервью и собиравшая многочисленные митинги, которые сторонникам Макри никогда не удалось бы организовать, однако, по результатам последних опросов она была обречена на поражение. Уже в самом конце избирательной кампании всплыло дело Сантьяго Мальдонадо, которое потрясло страну и отбило у части населения желание голосовать. Обнаружение тела этого 28-летнего молодого человека, пропавшего во время полицейской операции в Патагонии, перевернуло все прогнозы и дало сторонникам Киршнер надежду на то, что результаты опросов не сбудутся. И все же их ждало сокрушительное поражение.
День выборов был солнечным и прохладным почти на всей территории страны, что обеспечило более спокойное голосование в столь важный момент, который окончательно закрепил новый курс, взятый Аргентиной в 2015 году, после 13 лет киршнеризма.
Перонизм вступает сейчас в решающее сражение за свое политическое будущее, и в этом сражении практически все ослаблены, поскольку лишь губернатору Сан-Хуана СерхиоУньяку (Sergio Uñac) удалось одержать победу среди прочих возможных кандидатов.
Полученные данные полностью меняют политическую панораму Аргентины, где последние 70 лет, переживая взлеты и падения, господствовал лишь один главный игрок — перонизм. Сейчас он настолько потрепан, что в обозримой перспективе вряд ли сможет вернуть себе власть. Заниматься прогнозами в Аргентине — дело неблагодарное ввиду переменчивости ситуации, хотя все указывает на то, что Макри пришел для того, чтобы остаться и пробыть во власти долгие годы. И вокруг него уже образовалось немало убежденных последователей, в частности, губернатор Буэнос-Айреса Мария Эухения Видаль (María Eugenia Vidal), за которую было подано большое количество бюллетеней, или Маркос Пенья (Marcos Peña), ее правая рука и управляющий делами, который в очередной раз блестяще провел кампанию.
Макри и его сторонники до недавнего времени представляли собой лишь небольшую группу людей, возглавлявшую местные органы власти, а сейчас они становятся главной действующей силой всей аргентинской политики.