Помните этот неполиткорректный (как для исповедовавшего интернациональную вежливость СССР) анекдот: на каком-то высоком заседании в Кремле Леонид Брежнев спрашивает: «Тут интересуются, какая нация в Союзе самая, скажем помягче, тормознутая». В ответ — гробовая тишина. Потом из молдавской делегации раздался неуверенный голосок: «Зато у нас вино самое вкусное…». Прошло время, и если бы сейчас кто-то задал такой же вопрос, то только с украинской стороны прозвучало бы: «А у нас даже вина теперь нет…».
Это не совсем правда: пойло-то какое-никакое мы успешно выпускаем, а некоторым даже заборы красить можно и тараканов притравливать. Но, в принципе, все правильно: сегодня уже Молдавия попробует диктовать права Украине, которая опередила ее в борьбе за звание «самая бедная страна Европы». Благодаря, разумеется, успешным 144 реформам, навалившимся на нее с майдана.
В чем дело? Да ни в чем. Просто парламент Молдавии, по словам его председателя Андриана Канду, планирует принять декларацию о новом законе об образовании на Украине, для чего и создать рабочую группу, которая бы разработала в кратчайшие сроки текст документа. Чтобы и со своей стороны зачмурить Украину за нарушение прав молдавского нацменьшинства, которое может лишиться образования на родном языке. Лидер правящей в Молдавии Демократической партии Мариан Лупу поведал коллегам, что после принятия закона в Одесской области осталось всего три молдавских школы. Другие молдавские депутаты, которые тоже, как известно, параллельными путями идут в Европу, намекнули, что полностью поддерживают резолюцию ПАСЕ по этому поводу. А ПАСЕ эта прямо сказала, что закон — гов… извините, попирает законные языковые предпочтения нацменьшинств. Молдаван — тоже.
Впрочем, новый закон об образовании все же положителен. В негативном смысле, но положителен. Потому что он, во-первых, показал Украине, как к ней относятся в Европе — устали от ее закидонов, уже начали плевать, а скоро будут заплевывать в три рта. Во-вторых, против кого, собственно, направлен этот документ — против России, всего русского и против русских, русскоязычных и русскоговорящих граждан Украины. И, наконец, в-третьих (тесно связано с «во-первых»), даже оголтелая русофобия и переформатирование Украины в антироссийский агрессивный таран уже не пыпчут ближайших соседей, «двоюродных сестер» по бывшему соцлагерю. Особенно Польшу, Венгрию, Румынию, которые готовы хоть сейчас поискать повод, чтобы предъявить к Украине претензии покруче — территориальные.
Как известно, кроме указанных выше стран-соседей, против нового украинского закона об образовании выступили Россия, Молдавия, Болгария и даже Греция. Но круче всех отличились Румыния (ее президент Клаус Йоханнис отказался ехать на Украину с визитом) и Венгрия, пообещавшая блокировать любое продвижение Украины в Евросоюз и даже инициировать пересмотр Соглашения об ассоциации с ЕС. Последнее для Киева — это как серпом по тем штучкам, за которые недовольные депутаты обычно выносят зажравшихся премьеров. Так ведь и до обещания похерить с НАТО недалеко. И венгры могут. А НАТО для киевских властей — это последний манок, обманка и симулякр, позволяющий хотя бы говорить, что евроинтеграция продолжается и хоть чем-то полезна. А глава МИД Венгрии Петер Сийярто вообще поступил и умно, и эстетически предусмотрительно — поехал в украинское Закарпатье, но чтобы не вызывать у себя лишний раз рвотные позывы и эстетический шок, отказался встречаться со своим украинским коллегой Пашей Климкиным, который уже сам по себе то ли просто имя нарицательное, то ли уже диагноз…
Пару-тройку дней назад случились украинско-венгерские терки по закону о языке — переговоры министра человеческих ресурсов Венгрии Золтана Балога с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным и министром образования и науки Лилией Гриневич. Чтобы, как было сказано в анонсе, «совместно работать над механизмом имплементации закона «Об образовании». Ну, как поработать… Я не видел, как выглядит этот самый венгерский министр Балог, но он — однозначно моща! Так нагнул Пашу и Лилю, что те сразу сдались и заявили, что «Украина придерживается своих международных обязательств, в том числе двусторонних соглашений с Венгрией, относительно того, что представители меньшинств в наших странах могут обучаться на родном языке на всех этапах обучения». То есть венгерский язык на Украине остается в прежнем объеме и на всех уровнях образования. Все! Бинго!
Украинцы с портфелями что-то, конечно, мямлили про выводы Венецианской комиссии, про увеличение часов преподавания украинского языка в венгерских школах. Но главное дело было сделано. Теперь:
а) за Венгрией подпадут под «амнистию» другие языки — румынский, польский, болгарский, молдавский и греческий. Более того Паша Климкин много раз свистел тихонько, что закон об образовании и так предусматривал льготы для официальных языков Евросоюза. А их таких в ЕС 24, в том числе и все указанные выше. И если страны-члены ЕС выступали против Украины, то, похоже, только чтобы выбить у Украины дополнительные публичные гарантии и макнуть в жижу, пардон, указать Киеву его место. И указали, как видим;
б) понятно, что закон имел главную и единственную направленность — против русского языка. Именно этот язык должен быть ускоренно и повсеместно вытеснен из страны вообще, а в стране переведен в быт или на маргинез. Помните это горделиво-галичанское — «Русский мат превращает тебя в москаля». Следующая стадия — «Русское слово (любое) превращает тебя во врага нации». А что Россия? А ничего. Как говорится, «нет у вас методов против Кости Сапрыкина». Более того, русофобия — это, похоже, единый ходовой товар, за который Украина может рассчитывать хоть на какой-то «гонорар». От коллективного Запада, который спит и видит вытеснение России из зон ее прежнего влияния. Сначала в Прибалтике, где толерантный и политкорректный Запад терпел и терпит и не такие антироссийские шабаши и гонения. Теперь — очередь Украины, где оголтелая русофобия — один из краеугольных камней политики Киева. И Запад стерпит. А страны, которые так рвали украинские власти на немецкие кресты за «угнетение нацменьшинств», опять потупят глаза, затянут языки в известное место и кинут всех, повторяю, всех украинских пользователей русского языка. Цель (изгнать Россию) опять оправдает любые средства — ксенофобию, попрание прав человека, дискриминацию, репрессии и преследования. Такова плата для расово правильных за право поработать в Европе «белыми неграми»…
…Конечно, есть подозрение, что в случае с Венгрией хитрая украинская власть просто тянет время, надеется на чудо и на очередное российско-западное противостояние и не будет выполнять свои обещания соседям. Но тогда европейцы опять вернутся и заберут «свое» — и язык, и территории, на которых он ходовой. А вот русских зачмурят. За исключением разве что самопровозглашенных ДНР с ЛНР, которые уже заявили, что с таким законом об образовании и думать о возврате на Украину не будут. А за ними — Россия. И методов-то у нее нет, а вот танки с бурятами на броне есть. Причем это же в Киеве так говорят…