Когда этим утром Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) ступит на российскую землю, для него это не будет чем-то новым. Напротив. Нет почти ни одного другого немецкого политика, чья карьера почти на протяжении двух десятилетий не была бы столь тесно связана с Россией. Толстое российское досье Штайнмайера берет свое начало во время его работы в качестве главы ведомства канцлера, когда он организовал обмен визитами для Герхарда Шредера (Gerhard Schröder) и Владимира Путина. Поездки в Москву к тогдашнему главе путинского правительства Дмитрию Медведеву, который позже занимал место президента, произвели на него впечатление. Отношение Штайнмайера к России формировалось под влиянием позиции Шредера, а также дружественного отношения к России его друга Маттиаса Платцека (Matthias Platzeck), бывшего бранденбургского премьер-министра. В качестве министра иностранных дел первой большой коалиции нынешний президент ФРГ с 2006 года старался проводить новую восточную политику. «Партнерство для модернизации» и «Сближение путем переплетения» были ключевыми словами, при этом он опирался на лозунг восточной политики социал-демократов «Перемены через сближение». Это была та политика Вилли Брандта (Willy Brandt), которая в свое время вдохновила молодого Штайнмайера и которую он в качестве министра иностранных дел брал за образец — порой к огорчению ведомства канцлера и Ангелы Меркель, которая с самого начала скептически относилась к Путину.
Скудный результат его усилий не остановил Штайнмайера, когда он в 2013 году во второй раз стал министром иностранных дел, от того, чтобы попытаться сделать новый рывок в деле налаживания более тесного политического и экономического сотрудничества с Россией. Он называл это «положительной повесткой дня». Однако аннексия Крыма и почти открытое участие Москвы в войне в Восточной Украине свели его планы на нет. Штайнмайеру пришлось мгновенно переориентироваться. Теперь он стал главным кризисным дипломатом, которого русские постоянно тормозили. Сегодня он описывает этот опыт как отрезвление, которое было, пожалуй, связано также и с личным разочарованием.
Поездка Штайнмайера — дело щепетильное
Следует держать эту историю в уме, чтобы понять, насколько щепетильной является эта поездка Штайнмайера, когда он теперь впервые приезжает в Москву в качестве президента ФРГ. Его предшественник Йоахим Гаук (Joachim Gauck) за пять лет своего пребывания на посту президента ни разу не был в России. При этом свою роль играла его личная антипатия по отношению к сотруднику секретной службы Путину, но, пожалуй, также и биографические моменты: отец Гаука после Второй мировой войны был арестован Советами и долгое время сидел в ГУЛАГе. Когда Гаук не поехал на Олимпийские игры в Сочи, поскольку он из-за нарастающих репрессий в стране не хотел оказывать честь путинскому престижному объекту, то тем самым был похоронен и его план государственного визита в Москву.
На посту президента ФРГ Штайнмайер хотел с самого начала действовать иначе. Не рвать нить переговоров с Россией — этого кредо из времен работы министром иностранных дел он придерживается и в качестве президента ФРГ. Однако для поездки в Россию в новой для Штайнмайера роли было важно сократить до минимума риск неверных сигналов. Он не имеет права давать в стране повод для подозрений, что он как глава государства поддерживает особые отношения с Кремлем. В ведомстве президента ФРГ указывают на то, что Штайнмайер обсудил эту поездку с канцлером. В то же время он не хочет предоставлять Кремлю возможность рассматривать этот визит германского президента как доказательство нормальности внешнеполитических отношений.
Визит без экономических встреч
Этот однодневный рабочий визит — самая низшая протокольная категория, подчеркивают дипломаты в ведомстве президента ФРГ. Визит без экономических встреч и — в связи с политической ситуацией в Берлине — также без сопровождения парламентариев. Визит, отмеченный трезвостью, которая отличает его от последнего визита президента ФРГ в Россию семь лет назад. Тогда Кристиан Вульфф (Christian Wulff) со своей женой в рамках государственного визита в течение четырех дней объездили страну, останавливаясь в Москве и трех других городах. Сейчас, напротив, должно быть ясно, что нормальные времена еще не наступили. Сам Штайнмайер летом в интервью этой газете говорил о «полутора десятках лет нарастания отчуждения между Россией и Европой» и о том, что не стоит ожидать неожиданного сближения. Однако отсутствие диалога не является альтернативой, сказал он также.
Личный разговор с Путиным за чаем
Политическим главным моментом и, собственно говоря, основанием для этого визита является личный разговор за чаем в Кремле с Владимиром Путиным. После стольких лет потери доверия президент ФРГ хочет проверить, нельзя ли будет пошагово выстроить новое доверие, говорят по этому поводу в ведомстве президента ФРГ. Он хочет узнать от Путина, что тот думает о будущем отношений России с Европой. Штайнмайер также планирует говорить о том, насколько узким стало пространство для действий активистов гражданского общества в России.
Одну тему, которая будет играть в этом разговоре центральную роль, он знает из опыта своей работы на посту министра иностранных буквально наизусть: конфликт в Восточной Украине. В последний раз Путин предложил послать в воюющие районы миссию «голубых касок» ООН, которые должны будут охранять наблюдателей ООН в охваченных войной районах — предложение, которое Украина сама делала еще раньше. Еще неясно, какая цель у этого предложения Путина. Хочет ли он заморозить этот конфликт в интересах Москвы? Или он действительно хочет подойти ближе к решению, чтобы улучшить отношения с Западом? Как было сказано, президент ФРГ уверен, что лишь в прямом разговоре сможет узнать, каковы в действительности планы российского президента в этом деле.