Комментируя Февральскую революцию 1917 года, в ходе которой был свергнут император, министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков отметил: «В ходе Февральской революции победил парламент. Тем не менее это не была победа системы».
Во время этой революции в центре политической драмы оказался Таврический дворец в Петрограде, где расположился парламент.
23 февраля 1917 года в Петрограде спонтанно начались крупномасштабные демонстрации. На пятый день, 27 февраля, они наконец-то определили свое направление: «Все к Таврическому дворцу!». Лидеры социалистической партии, освобожденные в ходе нападения взбунтовавшихся солдат на тюрьму, повели за собой массы.
Парламент, созданный в 1906 году, превратился в игрушку абсолютизма: императорские силы в одностороннем порядке изменили систему, в результате чего правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц. Между тем наряду с богатыми консерваторами и демократами места в парламенте также получили социалисты. Они считали, что парламент может стать центром восстания.
Когда рабочие и солдаты хлынули во дворец, там проходила частная встреча депутатов. За день до этого Николай II, руководивший фронтом в штабе, расположенном в Белоруссии, отдал приказ распустить Думу четвертого созыва. Формально депутаты подчинились этому приказу, однако при этом они все же обсуждали сложившуюся ситуацию.
Между тем социалисты, заручившиеся поддержкой масс, занимались формированием совета, представительного органа рабочих и солдат.
27 февраля, примерно в 15 часов, председатель Думы Михаил Родзянко окликнул в коридоре дворца депутата от партии эсеров Александра Керенского: «Меня попросили предоставить помещение для создания совета. Говорят, что это необходимо для того, чтобы восстановить порядок на предприятиях, но не опасно ли это?». Керенский ответил: «Чего опасного? Кто-то должен заниматься делами рабочих». Родзянко согласился: «Наверное, вы правы. Идет война, а в городе никто не работает».
Совету был предоставлен зал бюджетного комитета. Совет постепенно захватывал комнаты и залы заседаний, в результате чего Дума стала занимать правое крыло дворца, а совет — левое.
Заводы и воинские части получили уведомление совета о том, что к 19 часам необходимо направить своих представителей. Собрание началось в девять часов вечера. Был сформирован исполнительный комитет, состоящий из 15 членов. Председателем был избран Николай Чхеидзе, представлявший меньшевистскую фракцию. Его заместителями стали меньшевик Матвей Скобелев и эсер Керенский.
В то время в совете лидирующие позиции занимали фракции меньшевиков и эсеров. Большевики, которых возглавлял Владимир Ленин, лишились представительства в Думе и не обладали значимым влиянием.
1 марта демократическая фракция в Думе предложила создать коалиционное правительство, однако совет не принял это предложение. 2 марта Керенский был назначен министром юстиции во временном правительстве. Предполагалось, что он будет контролировать проведение реформ. Таким образом, временное правительство, состоящее в основном из демократов, вступило в свои полномочия.
Дума, избранная с ограничениями, сомневалась в своей легитимности и оставалась в тени. Кроме того, реалии России, где не развивалась промышленность и торговля, были таковы, что позиции буржуазии, поддерживавшей демократов, были шаткими.
Советская сторона, исходящая из принципов марксизма, также считала эту революцию буржуазной, полагая, что время социализма еще не пришло.
(Продолжение следует)