В то время как «Исламское государство» (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред.) отступает в Сирии и в Ираке, Россия, главный участник в дипломатической игре, возобновляет переговоры, чтобы успокоить фронт боевых действий и начать, после почти семи лет войны, переходный политический процесс в Дамаске.
В этот понедельник, в Астане, пройдет седьмой раунд переговоров между Россией, Ираном (союзниками Дамаска) и Турцией (союзницей умеренной оппозиции) после создания в мае четырех зон деэскалации. Они расположены в провинциях Идлиб, Хомс, Восточная Гута, недалеко от Дамаска, а также на юге страны. Эти зоны должны, в конечном итоге, обеспечить длительное прекращение огня. Если на юге напряженность спала благодаря развертыванию российских сил, то в Гуте насилие продолжается.
Признаком того, что астанинский процесс, объединяющий представителей сирийского правительства и вооруженной оппозиции, завоевывает доверие, является факт присоединения к нему четырех стран: Китая, ОАЭ, Египта и Ирака. Все эти страны имеют хорошие отношения с Москвой. «Китайцы, например, хотят иметь наблюдателей на местах», — заявил сирийский эксперт в Дамаске. Но в последний момент враждебная позиция Турции в отношении Египта сорвала эту инициативу. ООН хочет, чтобы на предстоящей сессии был поднят вопрос о тысячах заключенных, заложников и пропавших без вести с обеих сторон.
10 ноября в Эр-Рияде состоится еще одна встреча, на которой будут присутствовать главные противники Башара Асада, с целью формирования единой делегации на следующей переговорной сессии в Женеве 28 ноября под эгидой ООН. Это требование режима, поддерживаемого его российским союзником. Между тем, после визита в начале октября в Москву саудовского короля Салмана, Саудовская Аравия согласилась бросить на чашу весов решающий довод в пользу формирования единой делегации на следующих переговорах в Женеве. «В России саудовцам заявили, что, если не будет единой делегации оппозиции, не будет никаких переговоров в Женеве, и что вместо этого они создадут свою собственную делегацию»,- поделился информацией один из дипломатов ООН. Сразу после встречи в Эр-Рияде, Москва планирует 15 ноября собрать на своей военной базе Хмеймим на побережье Сирии членов внутренней и внешней оппозиции, а также высокопоставленных представителей племен и курдов.
Россия надеется, что на этот раз в Женеве, представители оппозиции и режима будут говорить напрямую друг с другом, а не при посредничестве специального представителя ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, как это было на предыдущих переговорах, которые потерпели неудачу. «Дело может сдвинуться с места только под давлением России», — говорят в близком окружении Башара Асада. В то время как по данным Минобороны России, 92% территории Сирии было освобождено от боевиков ИГ, Владимир Путин недавно поднял вопрос о «дорожной карте», которая позволит вернуться к некоторой стабильности в Сирии.
«На базе создания зон деэскалации мы надеемся перейти и к следующему этапу. Есть идея основать конгресс народов Сирии с тем, чтобы в нем приняли участие все этнические религиозные группы, правительство и оппозиция», — заявил Владимир Путин во время выступления на Валдайском форуме, подчеркнув при этом поддержку, которую могут оказать в этом вопросе Саудовская Аравия, Египет и США. Этот съезд может состояться в марте в Дамаске накануне президентских выборов в России.
«К тому времени Россия хочет превратить местные советы в зонах низкого напряжения в политических представителей населения», — заявляет один из обозревателей. Во время визита в прошлый четверг российской делегации, Башар Асад сказал, что готов взять на себя обязательство провести реформу Конституции и провести парламентские выборы. Однако его противники сильно сомневаются в его искренности.