3 ноября Дональд Трамп начинает 12-дневную поездку по пяти азиатским странам. Он посетит Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам и Филиппины, лидеры которых постараются снискать расположение этого эксцентричного неофита геополитики. Ожидается что главными темами в повестке станут Северная Корея и торговля. Это будет самый длинный официальный визит действующего американского президента с 1992 года, когда Джордж Буш-старший также провел 12 дней в Азии, где с ним приключился большой конфуз в виде острого респираторного заболевания, из-за которого его стошнило прямо на колени тогдашнего премьер-министра Японии Кити Миядзава.
Трамп надеется, что ему удастся избежать такой оплошности, а также отвлечь внимание СМИ от обвинений, предъявленных недавно его высокопоставленным бывшим помощникам в связи с вмешательством России в прошлогодние выборы. Трамп отправляется в Азию в сопровождении целого легиона крупных бизнесменов, а поэтому можно ожидать подписания масштабных торговых сделок, о которых президент наверняка сообщит в Твиттере.
Расскажем о том, чего ждать от каждого этапа этого турне.
Япония
После краткого пит-стопа на Гавайях Трамп 5 ноября должен прилететь в Токио, где его будет встречать вновь избранный японский премьер Синдзо Абэ, который во время своего февральского визита в Вашингтон подружился с американским президентом за игрой в гольф. Абэ непременно постарается воспользоваться этими товарищескими отношениями, пригласив Трампа на игру с гольфистом Хидэки Мацуяма, который занимает четвертое место в мировом рейтинге, а также окажет ему более сомнительную честь в виде представления комедианта Пико Таро, пользующегося бешеной популярностью в интернете из-за своей песни Pen-Pineapple-Apple-Pen.
Но главным вопросом будет Северная Корея. Абэ полностью согласен с нетерпимым отношением Трампа к Ким Чен Ыну, все активнее проводящему ракетно-ядерные испытания, особенно после того, как в конце сентября и начале октября две северокорейские ракеты пролетели над северным японским островом Хоккайдо, Оба руководителя говорят, что решать эту проблему должен Китай, поскольку на его долю приходится 90% северокорейской внешней торговли, осуществляемой через общую границу. Они считают, что переговоры будут бесплодными, если не предпринять решительные шаги в направлении денуклеаризации. Однако Япония находится на линии фронта этого конфликта, и Абэ постарается избежать излишней конфронтации, особенно в связи со склонностью Трампа унижать северокорейского деспота, называя его «коротышкой с ракетами», и с его стремлением отвлечь внимание СМИ.
«Здесь многих тревожит то, что Трамп может пойти на эскалацию напряженности, написать провокационные твиты или сделать что-то контрпродуктивное в целях нагнетания обеспокоенности, — говорит профессор Джеффри Кингстон (Jeffery Kingston), работающий директором азиатских исследований в японском Темпльском университете. — Шансов на то, что он сделает что-то контрпродуктивное, становится больше из-за его внутриполитических проблем».
Чего хочет Трамп. Отвлечь внимание. Подписать двустороннее соглашение о свободной торговле.
Чего хочет принимающая сторона. Чтобы отвлечение внимания не стало ядерной войной. Сохранить положительное сальдо торгового баланса с США, составляющее 68,9 миллиарда долларов.
Южная Корея
7 ноября Трамп сделает короткую остановку в Южной Корее, но не будет посещать демилитаризованную зону — после того, как один из его помощников назвал «клише» эту ставшую обязательной поездку на линию, разделяющую Корейский полуостров более 60 лет. Однако действия режима Ким Чен Ына будут превалировать на переговорах, когда Трамп посетит американскую военную базу Кэмп-Хамфрис, расположенную в 60 километрах к югу от Сеула, и проведет встречу с президентом Мун Чжэ Ином. Трамп также должен выступить с речью перед парламентом.
Мун не согласен с позицией Трампа и Абэ по Северной Корее. Все они считают, что за свою воинственность северокорейский режим должен поплатиться. Однако президент Южной Кореи также призывает к открытому диалогу и предлагает Пхеньяну различные стимулы и приманки. В Южной Корее размещены американские противоракетные системы THAAD, в которых Китай видит риск для своей безопасности. Тем не менее, Пекин и Сеул недавно пришли к согласию по вопросу ПРО, и как говорят аналитики, это признак того, что две страны будут критиковать Вашингтон и Токио, требуя от них более мягкого подхода к Пхеньяну.
Трамп попытается дать им отпор, и в то же время подтвердить преданность США восточноазиатским альянсам. Однако Кингстон говорит: «Поскольку этот человек — делец, возникает такое ощущение, что ему нельзя доверять. В Восточной Азии многие беспокоятся по поводу того, что Трамп может бросить их "под поезд"».
Торговля также займет важное место в повестке переговоров, поскольку Трамп грозит выйти из двустороннего соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, если не будут изменены его условия. Сеул в предварительном порядке согласился на такой пересмотр.
Чего хочет Трамп. Создать единый фронт против Северной Кореи, и возможно, продать какую-нибудь военную технику.
Чего хочет принимающая сторона. Никаких провокаций против Севера. Оставить соглашение о свободной торговле в целости и сохранности.
Китай
Пик визита Трампа придется на 8 ноября, когда он приедет в Пекин. Там лидеры двух самых сильных и авторитетных в мире сверхдержав сядут за стол, чтобы обсудить множество вопросов, включая торговлю. Они также поговорят о том, почему американские фирмы лишены доступа в некоторые отрасли китайской экономики, особенно в сферу финансовых услуг. А еще стороны обсудят Северную Корею. По последнему вопросу Трамп может попросить Китай перекрыть нефтяной вентиль, который помогает китайскому союзнику оставаться на плаву, отправить на родину всех работающих в Китае северокорейских рабочих, закрутить гайки трансграничным контрабандистским картелям и ввести санкции против китайских банков, поддерживающих деловые связи с Пхеньяном. Скорее всего, председатель Си Цзиньпин сделает правильные и громкие заявления, однако исполнять их в полной мере как обычно не станет.
Кроме того, следует ожидать объявлений о многочисленных и важных сделках, хотя никакого прогресса по сути торговых вопросов достигнуто не будет. В апреле Трамп и Си договорились в Мар-а-Лаго о создании механизма всестороннего диалога, в том числе, о стодневном плане действий в рамках экономического сотрудничества. Но дальше разговоров дело не пошло. Китайское предложение по избыточным производственным мощностям в сталелитейной промышленности осталось без изменений по сравнению с тем, что получила предыдущая администрация. Тем не менее, есть небольшие успехи в вопросе американских кредитных карт и американской говядины. Трамп попытается действовать жестко. На этой неделе США ввели антидемпинговые пошлины на китайскую алюминиевую фольгу. А Си постарается отвлечь его внимание подарками.
«Китай готов подписывать торговые соглашения хоть целый день, лишь бы не зашел разговор о промышленной политике и о доступе к китайскому рынку, поскольку Пекин всеми силами пытается избежать этого», — рассказал в ходе недавней дискуссии специалист по Китаю из Центра стратегических и международных исследований Кристофер Джонсон (Christopher K. Johnson).
Обычной практикой в ходе таких визитов является посещение Великой китайской стены. Однако ходят слухи, что этого пункта в программе визита не будет. Наверное, это сделано для того, чтобы избежать неловких моментов, поскольку у Трампа была собственная идея о постройке стены на мексиканской границе, однако ее притормозили.
Чего хочет Трамп. Обеспечить американским фирмам дополнительный доступ на китайский рынок. Добиться от Пекина более жестких действий в отношении Северной Кореи.
Чего хочет принимающая сторона. Не делать ни того, ни другого.
Вьетнам
Трамп питает неприкрытое отвращение к многосторонним сделкам, отдавая предпочтение двусторонним отношениям, построенным на принципе «Ты мне — я тебе». Но во время этой поездки он будет действовать методами нормальной американской дипломатии и посетит два саммита. Первый открывается 10 ноября в Дананге, где состоится встреча экономических лидеров организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, более половины членов которой (всего их 21) также являются участниками договора о свободной торговле в рамках Транстихоокеанского партнерства. Однако Трамп уже в первый день работы в Белом доме отверг идею американского участия в ТТП, в связи с чем тема его выступления «Свободный и открытый индо-тихоокеанский регион» кажется весьма любопытной, поскольку Индия не является членом АТЭС.
Речь Трампа станет отражением проверенной временем американской политики в отношении Азии: он будет превозносить Индию, называя ее крупной плюралистической демократией, занимающей важное место в регионе. Это будет весьма прозрачное противопоставление авторитарному Китаю. Когда американский госсекретарь Рекс Тиллерсон 18 октября накануне визита в Нью-Дели говорил об американо-индийских отношениях, он дал высокую оценку обеим странам, назвав их главными элементами стабильности. Примерно то же самое говорил министр обороны Мэттис во время июньского диалога «Шангри-Ла» в Сингапуре. Надо думать, что Трамп выступит в поддержку свободы мореплавания и политических свобод. Но будут и трудности, поскольку президент и принимающая его сторона расходятся в вопросах свободной торговли.
«Наверное, прозвучит сигнал о том что, принцип „Америка прежде всего" не противоречит данным установкам, и что они могут сосуществовать», — заявила эксперт по Китаю из Совета по международным отношениям Элизабет Икономи (Elizabeth Economy).
Чего хочет Трамп. Чтобы к США относились как к лидеру, а Америка не несла из-за этого никаких издержек.
Чего хочет принимающая сторона. Признания того, что свободный Азиатско-Тихоокеанский регион должен быть зоной свободной торговли.
Филиппины
Второй саммит с участием Трампа начнется 12 ноября в Маниле, где президент этой страны и популист Родриго Дутерте будет приветствовать своего американского коллегу и еще девятерых лидеров стран-участниц АСЕАН: Брунея, Камбоджи, Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама.
Дутерте, чья кровопролитная война с наркотиками унесла более семи тысяч жизней (многие были расстреляны без суда и следствия), председательствует в АСЕАН в год ее 50-летия. 29 апреля во время телефонного разговора Трамп высоко оценил «невероятную работу» Дутерте по решению проблем с наркотиками. Так что вряд ли стоит ждать, что на этой двусторонней встрече в центре внимания окажутся вопросы соблюдения прав человека.
Этот любящий оружие бывший мэр Давао также вызвал раздражение у членов АСЕАН, согласившись отложить в сторону постановление Постоянного арбитражного суда в Гааге по вопросу китайских притязаний на спорные острова в Южно-Китайском море, решив, что этот спор нужно урегулировать с Пекином в двустороннем порядке.
Трамп наверняка будет настаивать на совместном коммюнике о свободе мореплавания на стратегических морских путях. Однако надежд на это чрезвычайно мало, поскольку Камбоджа и Лаос, попавшие в вассальную зависимость от Пекина, обладают правом вето. Трамп также вызвал нечто вроде скандала, решив отказаться от участия в Восточно-Азиатском саммите и вместо этого вернуться в Вашингтон.
«Это акт политического вандализма, — пишет заслуженный профессор Австралийской военной академии Карлайл Тейер (Carlyle Thayer). — Теперь Си Цзиньпин сможет встать и выступить на этом саммите, опираясь рукой на спинку пустующего кресла Трампа».
Чего хочет Трамп. Свободы мореплавания.
Чего хочет принимающая сторона. Утверждения принципов многосторонних отношений и свободной торговли.