Defence.24: Россия, как показывают данные ее министерства финансов, собирается сократить расходы на оборону с 3,8 до 2,8 триллионов рублей. Это означает, что Москва решила ограничить долгосрочные планы по перевооружению или даже отказаться от них?
Эдвард Хантер Кристи: Сокращения 2017 года были не такими большими, как может показаться на первый взгляд. В конце 2016 года расходы на оборонную сферу выросли. Военному сектору дополнительно предоставили 700 миллиардов рублей на погашение кредитов, выделенных предприятиям этой отрасли российскими банками (в 2010 году банковский сектор подключился к Программе вооружений до 2020 года — прим. Defence.24).
Кредиты не были связаны с крупными расходами на вооружения. По официальной статистике, было потрачено 3,776 триллиона рублей, однако, фактически эта сумма составила 2,983 триллиона. По данным на 1 сентября 2017 года годовой оборонный бюджет составил 2,872 триллиона рублей, это на 3,7% меньше, чем в 2016 году. Так что сокращения не были существенными.
Важнее другое явление: отчетливый тренд на снижение оборонных расходов в долгосрочной перспективе. В документе, который датирован 3 октября, российское министерство финансов предлагает к 2020 году сократить военные расходы до 2,808 триллионов рублей. Может показаться, что это не такое большое изменение по сравнению с уровнем 2016 года. Но если, опираясь на прогнозы Международного валютного фонда (МВФ), учесть инфляцию, окажется, что расходы снизятся на 26,5%. Если будет избран такой сценарий, объем военных заказов и, соответственно, расходов на вооружения и технику, в ближайшие годы пропорционально уменьшится.
— Как снижение расходов отразится на российском потенциале?
— В 2016 году расходы были довольно велики, так что даже если в реальном выражении они уменьшатся на четверть, россияне смогут продолжать закупать новую и модернизированную технику. Размер военного бюджета позволит России расширять свои возможности и увеличивать долю современной техники в вооруженных силах, так что в ближайшие несколько лет военный потенциал Москвы укрепится.
— В 2014 году Европейский союз и Соединенные Штаты ввели санкции, которые затронули в том числе военный сектор России. Какие критерии использовались при разработке ограничительных мер, распространяющихся на военную промышленность?
— Спектр действия санкций был широким. Они касались экспорта военной техники и технологий двойного назначения, а финансовые ограничения затронули крупнейшие предприятия ВПК и государственные банки. Цель состояла в том, чтобы осложнить функционирование всего военно-промышленного комплекса.
— Насколько велико было негативное воздействие, которое западные санкции оказали на российский военный потенциал? Какие его элементы сильнее всего пострадали от ограничений, а какие сферы продемонстрировали устойчивость?
— Можно констатировать, что санкции оказали как прямое, так и опосредованное влияние. Опосредованное воздействие заметно, например, в макропоказателях российской экономики. Из-за ведения санкций против российских банков произошло заметное снижение экономического роста (сейчас рост ВВП составляет 1-2% в год — прим. Defence.24). В связи с этим уменьшились налоговые поступления, что стало еще одним фактором, заставившим россиян пойти на упомянутые выше сокращения. Давление, которому подвергся российский банковский сектор, заставило в ускоренном режиме принять решение о погашении кредитов, связанных с расходами на оборонную сферу.
Введенные санкции оказали также непосредственное влияние на российский военно-промышленный комплекс. Они подразумевали, в частности, введение запрета на экспорт военной техники и технологий двойного назначения в Россию. В итоге российским военным концернам пришлось искать альтернативные решения или разрабатывать собственные, а это, во-первых, повлекло за собой расходы, а во-вторых, привело к значительным задержкам в производстве.
Здесь можно упомянуть, например, судовые дизельные двигатели, которые россияне собирались купить у Германии. Их пришлось заменить модернизированными двигателями отечественного производства. В ближайшие годы России придется искать новых покупателей в других государствах или опираться на продукты собственного производства. Проблемы, с которыми столкнулся российский военно-промышленный сектор, показывают, что санкции следует сохранить.
— В начале октября российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что его страна не исключает вероятность войны с НАТО. Геополитическим и военным вызовом для Альянса стали очередные учения «Запад». Одновременно президента США Дональда Трампа часто критикуют за то, что он называет вклад других государств в натовский бюджет недостаточным. Вы согласны, что Вашингтон оказывает на другие страны-члены блока излишне сильное давление?
— Нет. На саммите НАТО 2014 года, который прошел в Уэльсе, все союзники одобрили Обязательства по оборонным расходам (Defence Investment Pledge). Этот документ подписали главы всех стран НАТО. Его основная идея состоит в том, чтобы члены Альянса, которые еще не достигли этого показателя, к 2024 году довели размер своего военного бюджета как минимум до 2% ВВП.
В 2015 году в Канаде и странах Европы впервые за последние годы наметился реальный рост расходов на оборонную сферу. В 2016 году этот процесс продолжился, а в 2017 году рост, по прогнозам, составит 4,3%.
В этом году увеличить расходы на оборону планируют 25 стран-членов НАТО. Эти инвестиции отвечают нашим общим интересам, а их необходимость возрастает в связи с тем, что сейчас ситуация в сфере безопасности стала гораздо более сложной и непредсказуемой, чем в недавнем прошлом.
— Благодарю за беседу.