Больше людей, больше ресурсов, но слабая боевая эффективность — значит, столкнувшись с возможной атакой со стороны России, НАТО будет сложно дать отпор. Поэтому необходимо реформировать свою деятельность и структуру команды. Именно этой теме была посвящена встреча министров обороны НАТО 8 и 9 ноября в Брюсселе, где обсуждались планы этой реформы.
Что это? Возвращение к холодной войне? Лидеры организации утверждают, что это не совсем так. Скорее речь идет об «активизации» и «перезапуске». Генеральный секретарь Йенс Столтенберг говорит об «адаптации к реалиям 21-го века и меняющейся обстановке».
Такое осознание происходящего было вызвано аннексией Крыма и началом войны на востоке Украины в 2014 году. Эти события крайне удивили 28 союзников, включая Черногорию, — они не верили в такое быстрое развертывание российских войск и недооценили их модернизацию, начатую в 2008 году.
Перед тем как начинать реформы необходимо выявить пробелы. И их немало, согласно «секретному» докладу, просочившемуся в немецкую прессу 20 октября. И это без сомнений было неслучайно. Берлин — одна из столиц, наиболее благоприятных для формирования и укрепления командной структуры, которая распалась после падения стены. В 1980-х годах у Германии было 23 000 солдат, 6 800 — сегодня находятся в военных штабах в Монсе, Бельгия и в Брунссуме (Нидерланды).
Возврат к основным функциям
Этот «Отчет о прогрессе в отношении расширенного сдерживания и обороноспособности Североатлантического союза», написанный советниками по стратегии, стал решающим. И его разглашение было направлено на усиление давления на некоторые страны-члены, которые все еще надеялись увильнуть от увеличения численности состава и бюджета. Франция занимает в этой дискуссии срединную позицию: она выступает за адаптацию, но «здравую» и «надежную».
До окончания холодной войны НАТО насчитывала 33 командных структуры. Сегодня их — семь. Это результат радикального сокращения состава, которое произошло вследствие идеи о том, что с крахом советского блока нужно получить все «дивиденды от мира», а затем отдать приоритет новым областям деятельности альянса. А именно операциям, осуществляемым за пределами ее традиционного радиуса действия (Косово, Афганистан, Ливия). Или «совместной безопасности» и «наращиванию потенциала» третьих стран (в основном с центрами обучения в ряде стран).
Во всяком случае, именно так считают авторы недавно опубликованного отчета. Они указывают, что в случае серьезного конфликта обнаружится недостаточное количество штабных офицеров, серьезные недостатки в логистике (отсутствие поездов, способных быстро перемещать оборудование, дорог и мостов, по которым могут пройти танки и т. д.), а также бюрократические проволочки, которые могут затянуть развертывание войск. В докладе упоминается недавний неприятный случай, произошедший с американской эскадрильей, которая вынуждена была ждать почти два часа на границе между Румынией и Болгарией (две страны-члена альянса) проверки своих паспортов и оружия.
Занять киберпространство
Эксперты считают, что деятельность НАТО была «атрофирована» после окончания холодной войны. Поэтому модернизация, рассматриваемая министрами, должна способствовать применению ряда практических шагов, в том числе «военного Шенгена», разработанного совместно с ЕС. Это должно облегчить перемещения войск и оборудования.
Командования должны быть усилены и созданы две новые структуры. Одна — так называемая «тыловая» — будет отвечать за мобильность и логистику для увеличения способности ответной реакции. В настоящее время даже силы быстрого реагирования — многонациональное подразделение, сформированное в 2004 году — не будут полностью защищены от задержек. Другая новая структура будет отвечать за обеспечение безопасности, хорошую связь и безопасность поставок в Атлантике между Европой и США. Эта область считается «основной», поскольку российская морская деятельность очень существенна.
И последний приоритет, заявленный Столтенбергом, — кибербезопасность. Киберпространство теперь находится в сфере деятельности НАТО, наряду с землей, морем и воздухом. Речь идет не об оснащении организации наступательными возможностями, а об объединении возможностей основных держав (США, Великобритании и Франции) в миссиях Альянса.
И наконец, НАТО сделало последнее предупреждение России, обвиненной в нарушении договора 1987 года между США и Россией о так называемых ядерных силах промежуточной дальности, поскольку она развертывает новые крылатые ракеты на юге своей территории.