Российский ядерный гигант скоро покинет верфь. В этом месяце Россия спускает на воду четвертую стратегическую атомную подводную лодку нового класса «Борей». Далее следует список самых больших в мире военных подводных лодок.
«Борей» (что значит «северный ветер») заменит самые большие в мире ядерные подлодки советской эпохи класса «Акула», из которых сейчас лишь одна осталась в эксплуатации. Суперсовременная подлодка, которая, по информации российского информационного агентства ТАСС, будет спущена на воду в ноябре, называется «Князь Владимир». Она оснащена 16 ядерными ракетами типа «Булава» с минимум шестью ядерными боеголовками для каждой. «Князь Владимир», построенный на верфи Севмаш, — это четвертый представитель класса «Борей».
«Российская кораблестроительная промышленность, как правило, по разным причинам не соблюдает сроки поставок, например, у них часто возникают проблемы с подрядчиками», — говорит Йорген Эльфвинг (Jörgen Elfving), эксперт по России и бывший подполковник армии.
После спуска на воду и испытаний в 2018 году «Князь Владимир» будет передан морякам. Он станет частью Северного флота и будет участвовать в патрулировании как «элемент российской программы ядерного сдерживания», по словам Йоргена Эльфвинга.
Дальше вы сможете узнать больше о подлодках класса «Борей», а также о других самых больших в мире военных подводных судах.
5) «Вэнгард»: все ядерное оружие Великобритании
Атомные подводные лодки Великобритании «Вэнгард» в количестве четырех штук базируются на военно-морской базе Клайд в Шотландии как средство сдерживания. Весь британский ядерный арсенал находится исключительно на этих подлодках.
Длина подводных лодок «Вэнгард» составляет 150 метров, а весят они 15,9 тысяч тонн. Все лодки оборудованы 16 баллистическими ракетами, каждая из которых снабжена восемью ядерными боеголовками. Любая из боеголовок — во много раз мощнее бомбы, сброшенная на Хиросиму.
«Одним из первых решений, которые Тереза Мэй приняла, заняв пост премьер-министра, стало строительство трех новых подлодок, чтобы укрепить потенциал ядерного сдерживания страны», — говорит Нильс Бруселиус (Nils Bruzelius), капитан подводной лодки в отставке, ныне преподаватель Шведской военной академии.
4) «Дельта»: должны были бить по целям в США
Класс «Дельта» — четвертый по размеру класс подводных лодок. Эти суда были разработаны Советским Союзом во время холодной войны, чтобы уничтожать цели в США в случае ядерного конфликта. Существует четыре различных подтипа подлодок «Дельта», предназначенных для выполнения разных задач. Зарегистрированный вес «Дельта-IV» («Дельфин») составляет 18,2 тысяч тонн. Но все эти модели доживают свои последние дни, и большинство уже сняты с производства, по словам Нильса Бруселиуса.
По словам Нильса Бруселиуса, Китай строит пять новых подводных лодок по образцу «Дельты», но с учетом современных потребностей и используя ультрасовременные технологии.
3) «Огайо»: невероятная огневая мощь
Американские подводные лодки класса «Огайо», в том числе субмарина «Мичиган», которую весной отправили в Южную Корею в качестве предупреждения для Северной Кореи, имеют 170 метров в длину, а их вес — 18,7 тысяч тонн. Их начали строить в 1970-е годы в ответ на рост способности Советского Союза противостоять вражеским судам. После заключения договора о разоружении подводные лодки этой серии модернизировали в расчете на определенные типы задач, рассказывает Нильс Бруселиус.
На борту субмарины «Мичиган», которая сейчас в южнокорейском Пусане ждет совместных с корейскими военными кораблями учений, может быть больше ядерных боеголовок, чем на ее русских аналогах. На атомной подлодке помещается 154 ракет «Томагавк», которые обеспечивают ей первое место в мире в плане огневой мощи. На сегодняшний день у США в эксплуатации 18 подлодок класса «Огайо».
2) «Борей»: опускаются на глубину 450 метров
«Борей» — атомные подводные лодки, которые должны заменить знаменитые подлодки класса «Акула». Подлодки «Борей» меньше своих предшественниц, но зато их труднее обнаружить и они гораздо маневреннее. Под водой такая субмарина может двигаться со скоростью 30 узлов по сравнению с 15 узлами в надводном положении. «Борей» оснащен ядерным двигателем OK-650, таким же, какие использовались в советских подлодках начала 1980-х годов. На судне, которое, как считается, может уйти на глубину 450 метров, размещаются 107 моряков и офицеров.
Длина лодки составляет 170 метров, а вес — 24 тысячи тонн, а ее баллистические ракеты могут оснащаться как тактическими, так и стратегическими ядерными боеголовками.
Российский флот заказал восемь подлодок класса «Борей». Из них три уже используются, а четвертая будет спущена на воду в ближайшее время. Строительство первой лодки этой серии, по имеющейся информации, обошлось в 770 миллионов долларов, и, по словам Нильса Бруселиуса, для России будет нелегкой экономической задачей воплотить этот проект в жизнь.
1) «Акула» посещала Балтийское море
А вот и самая большая в мире подводная лодка. 172-метровый атомный «Дмитрий Донской» (TK-208), который весит 48 тысяч тонн, — единственная подводная лодка своего класса, которая еще осталась в эксплуатации. Класс «Акула» по классификации НАТО называется Typhoon («Тайфун»). Такую подлодку можно оснастить 20 ракетами с 200 боеголовками.
Субмарины этого класса строились Советским Союзом в конце 1970-х. Подлодка должна была скрываться под ледяным покровом Арктики в течение длительных периодов времени и быть готова ответить на ядерную атаку.
С тех пор «Дмитрия Донского» модернизировали, и сейчас он базируется у побережья рядом с городом Северодвинском на Белом море. Летом гигант нанес нашумевший визит в Балтийское море, чтобы поучаствовать в параде военных кораблей в Санкт-Петербурге.
«Он не мог опускаться под воду в Балтийском море, так как сконструирован для соленой воды — он бы просто пошел ко дну, как камень, если бы попытался сделать это в воде c такой низкой концентрацией соли», — сообщает Нильс Бруселиус.
Вероятно, именно этой подводной лодкой вдохновлялись создатели фильма «Охота за „Красным октябрем"».