Россия имеет военные базы в Сирии, что позволило ей выступить в качестве центральной силы на Ближнем Востоке. Однако за военным и политическим присутствием скрываются и экономические интересы, наиболее важным из которых является получение долгосрочных экономических преимуществ путем подписания соглашений с сирийским режимом.
Экономическое сотрудничество между Дамаском и Москвой не является результатом военного вмешательства, а восходит к эпохе Советского Союза и президентству Хафеза Асада в девяностых годах прошлого века. Его сын Асад упрочил торговые и экономические отношения между двумя странами, а в 2005 году они подписали около 43 соглашений, в области промышленности, торговли, обороны, здравоохранения, энергетики и сельского хозяйства.
По мнению аналитиков, Россия списала 73% сирийского долга, что составляет 9,8 миллиарда долларов при общей сумме долга в размере 13,4 миллиарда долларов во время визита Асада в Москву в 2005 году в обмен на передачу базы в Тартусе в качестве постоянной военной базы для российских кораблей.
Карта нефтяных и газовых месторождений в центральной Сирии, где территории слабо контролируются
Однако масштаб уступок увеличился после начала революции, когда Асад прибег к помощи Путина, чтобы сохранить свой режим. Так, Москва начала пожинать плоды возникшей ситуации, подписав в 2013 году соглашение о разведке нефти и газа в сирийских территориальных водах российской компанией.
Согласно контракту, разведывательные работы будут проходить на площади 2190 квадратных километров в течение 25 лет, все расходы, 100 миллионов долларов, профинансирует Россия. Если нефть или газ будут обнаружены в коммерческих объемах, то Москва покроет издержки производства, по словам генерального директора сирийской государственной нефтяной корпорации Али Аббаса.
После начала российской военной интервенции между сторонами были подписаны соглашения в различных областях, в том числе два соглашения на сумму 600 и 250 миллионов евро в 2016 году. Как сообщил Башар Асада в интервью российскому агентству «Спутник» в апреле, они направлены на восстановление разрушенной в ходе конфликта инфраструктуры, а также строительство электростанций и зернохранилищ, чтобы сирийский рынок стал открыт для российских компаний, которые смогут сыграть важную роль в процессе восстановления в Сирии в качестве инвесторов.
Согласно докладу, опубликованному на сайте Russia Today 27 июня, российская компания, принадлежащая миллиардеру Геннадию Тимченко, с начала июня занимается восстановлением месторождений фосфатов в Сирии, которые расположены недалеко от города Пальмира.
В докладе подтверждается, что Асад одобрил подписание соглашения между главным управлением геологии и минеральных ресурсов Сирии и «Стройтрансгаз Логистика», дочерней компанией «Стройтрансгаз», 31% которой принадлежит Тимченко. Компания будет заниматься восстановлением месторождений, охраной, производством и транспортировкой в экспортный порт в Ливане.
Россия также вмешалась в продовольственную сферу Сирии, став первой страной, экспортирующей ей пшеницу. Министр внутренних дел Сирии Абделла аль-Гарби объявил о подписании соглашения о покупке у России в сентябре трех миллионов тонн пшеницы.
По словам генерального директора мукомольной компании Зияда Беллы, российская компания «Совокрим» построит четыре мукомольных завода в провинции Хомс стоимостью 70 миллионов евро. Расходы на строительство покроет сирийское правительство. Также предполагается сотрудничество с иранской стороной в деле строительства и оснащения пяти мукомольных заводов в нескольких сирийских провинциях.
В более раннем интервью нашему изданию эксперт в области экономики Манаф Куман подчеркнул, что контракты между Россией и Сирией в долгосрочной перспективе окажут разрушительное воздействие на сирийскую экономику. Экономика страны и правительство будут зависеть от России, что не позволит Сирии предпринимать какие-либо независимые шаги в области развития.
#كاريكاتير
— كاريكاتير سعدالمهندي (@S3d_78) 30 декабря 2016 г.
“سنة جديدة..سوريا جديدة”#قطر #سوريا #وقف_القتال_بسوريا #cartoon #حلب pic.twitter.com/LJaFUfwjMG
Новый год… новая Сирия (2017 год — прим. ред.)
«Любой проект в области развития столкнется с российской и иранской стеной. Иран также подписал ряд соглашений с режимом», — отметил Куман.
Исследователь подчеркнул больше значение контрактов, связанных с эксплуатацией нефтяных портов и правом на разведку нефти и газа, фосфатов и других природных богатств, поскольку они будут работать на благо России и Ирана без учета каких-либо национальных интересов сирийцев. Российские компании, занимающиеся добычей нефти, газа и фосфатов на сирийской территории, вероятно, будут продавать их по высокой цене, что будет иметь негативные последствия для правительства и граждан с точки зрения внутренних затрат.
Продолжение следует