В воскресенье, 19 ноября, турецкие, российские и иранские дипломаты встретятся в Анталье, Турция, чтобы подготовиться к масштабному совещанию, которое состоится 22 ноября в Сочи. Согласно официальным сообщениям, главной темой этой встречи станет Сирия, однако ее реальная цель является частью стремления Москвы продемонстрировать рост ее влияния в регионе.
Москва, Турция и Иран посылают Вашингтону символические сигналы о том, что американцы остались за бортом и что, вполне возможно, после разгрома ИГИЛ (запрещена в РФ, ред.) именно региональные державы будут диктовать условия игры.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlut Cavusoglu) заявил, что на этой встречи представители стран намереваются решить, «как мы можем восстановить стабильность и мир в Сирии».
Как сообщает Hurriyet Daily News, министры иностранных дел из Москвы, Анкары и Тегерана встретятся в Анталье, а спустя несколько дней в Сочи состоится трехсторонний саммит, в котором примут участие Владимир Путин, Реджеп Таийп Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) и Хасан Рухани (Hassan Rouhani).
В этом году турецкие чиновники стали заметно активнее критиковать политику США.
Эрдоган обвинил США в том, что они не выполнили свои обещания касательно отвода сил их партнеров — курдские Отряды народной самообороны и Демократические силы Сирии — из районов, освобожденных от «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ, — прим. ред.).
«К сожалению, нынешняя администрация говорит нам, что она сотрудничает с Демократическими силами Сирии — это новое название Отрядов народной самообороны. Им не стоит этого делать», — сказал Эрдоган.
В своей статье для Daily Sabah, в которой нашла отражение точка зрения официальных турецких властей, специальный советник президента Турции Ибрагим Калин (Ibrahim Kalin) написал: «Все больше данных указывают на то, что США используют ДАИШ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ, — прим. ред.) и Отряды народной самообороны как предлог для того, чтобы оставаться на востоке Сирии в качестве противовеса российско-иранскому присутствию».
Турция считает Отряды народной самообороны «сирийской ветвью» Рабочей партии Курдистана, то есть террористической организацией. В своей статье Калин сослался на заявления о том, что в октябре коалиция во главе с США и Демократические силы Сирии позволили сотням боевиков ИГИЛ и их семьям беспрепятственно покинуть Ракку.
«Это еще раз доказывает совершенную несостоятельность такой политики, в рамках которой одна террористическая организация должна бороться с другой», — написал он.
По словам Калина, Турция требует, чтобы «территориальная целостность Сирии была сохранена» и чтобы иностранные боевики, выступающие на стороне режима, и боевики Отрядов народной самообороны покинули территорию Сирии: «Временное правительство должно включать в себя представителей всех сирийских заинтересованных групп, и оно должно подготовить почву для проведения свободных и честных выборов».
Калин утверждает, что Отряды народной самообороны «не могут быть частью политического решения» и что Асад «не является тем человеком, который может возглавить демократический режим». Как и переговоры в Астане и Женеве, саммит в Сочи должен стать местом обсуждения всех этих вопросов.
По словам представителя Кремля Дмитрия Пескова, Россия рассматривает этот саммит как встречу «стран-гарантов процесса политического урегулирования», а также стабильности и безопасности Сирии.
Саммит в Сочи состоится всего через полторы недели после встречи Путина с президентом США Дональдом Трапом в Дананге, Вьетнам.
«Президенты согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения», — говорится в совместном заявлении лидеров, опубликованном 11 ноября. В этом своем заявлении они призвали к выполнению резолюции Совбеза ООН 2254, подразумевающей проведение конституционной реформы и «свободных и справедливых выборов под надзором ООН».
В этом заявлении они также подчеркнули важность каналов связи, существующих между американскими и российскими военными на востоке Сирии, и усилий по подержанию «зон деэскалации». В нем также было упомянуто о согласованном с Иорданом перемирии на юго-западе Сирии.
Однако это всего лишь формальное заявление, тогда как саммит в Сочи представляет собой важный дипломатический шаг, который может иметь гораздо более серьезные последствия регионального масштаба.
Россия, Иран и Турция занимают разные позиции по сирийскому конфликту. Однако за последний год их отношения, по всей видимости, стали более гармоничными, в результате чего Америка, очевидно, осталась за бортом.
Турция и Иран сблизились на почве катарского кризиса, разразившегося в июле, и референдума по вопросу о независимости Курдистана, который прошел на севере Ирака в сентябре. Турция и Россия, между тем, сумели преодолеть последствия кризиса, который возник в их отношениях в 2015 году после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет.
Администрация Трампа сталкивается с множеством проблем внутри США в связи с так называемым российским расследованием, в рамках которого специальный прокурор пытается разобраться в характере связей членов команды Трампа с Россией. Это в определенной мере связывает руки Трампа в вопросе его отношений с Москвой и Анкарой.
Более того, Анкара крайне недовольна растущим присутствием США на востоке Сирии и их вероятным стремлением остаться там надолго.
Трамп уже начал проводить довольно энергичную политику, чтобы воспрепятствовать росту влияния Ирана в регионе, однако пока она не принесла никаких практических результатов и только лишь подтолкнула саудовцев к более решительным шагам в Ливане и Персидском заливе.
У американцев пока нет четкой стратегии, которую они могли бы реализовывать в Ираке, Сирии и всем регионе после разгрома ИГИЛ.
Трехсторонний саммит станет свидетельством неспособности США разработать жизнеспособную и эффективную стратегию. Иран — враг США — садится за стол переговоров с Турцией, которая входит в состав НАТО, и с Россией. Союзники Вашингтона на востоке Сирии должны испытывать серьезное беспокойство в связи с такой ситуацией.