Сегодня лидеры России, Турции и Ирана встретятся на важном саммите в Сочи, который может стать переломным моментом на пути к прекращению гражданской войны в Сирии.
Встреча президентов России, Турции и Ирана Владимира Путина, Реджепа Тайипа Эрдогана и Хасана Рухани проводится в период, когда бои в Сирии начинают сходить на нет. Неожиданный визит сирийского лидера Башара Асада в Сочи и его встреча с Владимиром Путиным перед трехсторонним саммитом не осталась без внимания. В последний раз Асад посещал Россию незадолго до 30 сентября, когда Россия начала операцию в Сирии. Тот факт, что после переговоров с Асадом Путин сказал: «Военная операция в Сирии завершается», — был воспринят как признак скорого прекращения боестолкновений. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что Путин встретился с Асадом для того, чтобы быть уверенным в том, что решения, которые будут приняты на трехстороннем саммите, могут быть претворены в жизнь. А это подразумевает, что российский лидер уже сейчас получил поддержку Асада относительно договоренностей, которые он достигнет с турецким и иранским лидерами на сегодняшнем саммите.
В числе тем, которые сегодня будут обсуждаться в Сочи, — вопрос о том, когда и при участии каких групп состоится Конгресс национального диалога Сирии, глубоко интересующий и Турцию.
Москва, которая хочет провести конгресс при максимально широком участии, сначала заявила, что Партия «Демократический союз» (PYD) тоже будет на нем присутствовать. Но после того как Турция во всеуслышание выступила против PYD, которую она считает ответвлением Рабочей партии Курдистана, российская сторона, видимо, начала процесс переоценки ситуации. И министр иностранных дел Сергей Лавров, и советник Кремля по внешней политике Юрий Ушаков заявили, что этот вопрос будет решен на саммите в Сочи.
В вопросе о PYD Россия переживает дилемму.
С одной стороны, Россия желает дать курдам роль в строительстве новой Сирии после гражданской войны в этой стране и даже, возможно, признать автономию, чтобы не уступать полностью козырь PYD США, но, с другой стороны, Россия опасается подвергать опасности координацию, достигнутую с Турцией. США, кажется, решительно настроены играть фигурой PYD на сирийской шахматной доске и не воздерживаются от того, чтобы ради этого настраивать против себя Анкару. Россия же пытается занять более гибкую позицию и не хочет терять Турцию из-за PYD. Если посмотреть с этой точки зрения, то в Сочи резкий протест Турции едва ли будет принят во внимание. Но даже если такой результат возникнет, было бы слишком оптимистично полагать, что Москва сама собственноручно отдаст США козырь PYD. Иными словами, Россия будет придерживаться тактики обеспечения максимально возможного баланса между Турцией и PYD, время от времени делать ходы, а иногда будто бы идти на уступки.
Если США не участвуют в сочинском саммите, это не значит, что они не включены в сирийский процесс. Более того, совсем недавно президент США Дональд Трамп и Владимир Путин сделали совместное заявление по Сирии во Вьетнаме. Больше всего в этом заявлении обращает на себя внимание ссылка на женевские переговоры, которые проводятся под руководством ООН.
В настоящее время ситуация на поле боя в Сирии создает впечатление, что на одной стороне — Россия, Турция и Иран, а на другой — США.
Но на самом деле все может быть не так просто.
Например, Россия планирует долгосрочное сотрудничество с Турцией и Ираном или же задумывает краткосрочный тактический фронт для усиления своих позиций в Сирии?
Главная цель России в «постпереходный период» — контролировать регион вместе с США?
Одним словом, Турции, чтобы не попасть из огня да в полымя, нужно действовать крайне осторожно.