— По поводу трубопровода «Северный поток — 2», который должен пройти из России в Германию, разгорелся международный спор.
— И защитники окружающей среды выступают против этого проекта. Они опасаются того, что его строительство может негативно повлиять на морских свиней.
— В акватории Балтийского моря, непосредственно примыкающей к немецким берегам, трубопровод должен пройти прямо через охраняемую природную морскую зону.
В солнечный день в конце лета в городе Штральзунде Йенс Мюллер (Jens Müller) сидит в кафе на площади Нойе Маркт и пьет кофе. Однако Мюллер не может наслаждаться ни прекрасной погодой, ни напитком, и заметно, что он напряжен. Этот официальный представитель компании Nord Stream 2 AG приехал из Швейцарии для того, чтобы встретиться со своими самыми резкими критиками — с членом Европарламента от партии «Зеленых» Райнхардом Бютикофером (Reinhard Bütikofer) и с Анналеной Бербок (Annalena Baerbock), уполномоченной по вопросам политики в области защиты климата партии «Зеленых» в Бундестаге. Оба подготовили большое количество неприятных вопросов.
Первый трубопровод «Северный поток» был проложен в 2011 году по дну Балтийского моря без каких-либо проблем. Однако по поводу второго газопровода, который тоже должен пройти из России к берегам Германии, разгорелся международный спор. Единственным владельцем трубопровода «Северный поток — 2» является российский газовый концерн Газпром, а такие европейские предприятия, как немецкая компания Wintershall и французская Engie, являются всего лишь инвесторами.
Россия очень заинтересована в реализации этого проекта, поскольку с его помощью она получает дополнительное средство давления: будущие маршруты поставок природного газа в Европу могут обогнуть территорию Украины. По тем же причинам Украина и другие государства Восточной Европы возражают против строительства этого газопровода, а Соединенные Штаты теперь могут на основании принятого недавно закона вводить санкции против участвующих в нем предприятий. У Еврокомиссии тоже имеются большие сомнения, и она пытается уже в течение нескольких месяцев официально подключиться к переговорам, однако это стремление противоречит желанию федерального правительства, по мнению которого проект реализуется частными компаниями, и Брюссель не имеет к этому никакого отношения.
Из-за строительства трубопровода «Северный поток — 2» морские свиньи могут покинуть акваторию у берегов острова Готланд
Однако у экологов есть сомнения относительно второго трубопровода — а также опасения по поводу того, что из-за сложной политической ситуации этот проект не будет должным образом проверен. Это связано также с жесткими временными рамками: уже в январе 2018 года в море должны выйти специальные суда для укладки первых труб. Однако до сих пор нет ни одного разрешения на строительство со стороны стран, имеющих выход к Балтийскому морю. Все это воспринимается руководством проекта компании Nord Stream 2 AG с подчеркнутым спокойствием. В Штральзунде Мюллер в беседе с представителями «Зеленых» говорит о положительных сторонах проекта. По его словам, в длительной перспективе этот трубопровод обеспечит даже снижение цен на природный газ.
Примерно в 200 километрах к северу от Штральзунда на датском острове Борнхольм в тот же самый августовский день собрались сторонники проекта «Северный поток — 2», а также его многочисленные противники. В ходе первых общественных слушаний в городе Рённе (Rönne) экологи подвергли резкой критике строительство трубопровода. Рыбаки встревожены судьбой нерестилищ трески. Трубопровод «Северный поток — 2» будет строиться именно в тот период, когда у этих рыб происходит нерест. Кроме того, экологи обеспокоены воздействием трубопровода на морских свиней у берегов острова Готланд, ведь в результате они могут покинуть привычные места своего обитания. Да и создание 1200-километрового углубления на дне моря для трубопровода не останется без последствий. «В результате со дна будут подняты отложения, в которых содержатся остатки удобрений, и они могут загрязнить воду», — говорит Йохен Ламп (Jochen Lamp) из Всемирного фонда дикой природы (WWF). В горном ведомстве Штральзунда он потребовал остановить строительство этого трубопровода. Это небольшое ведомство выдает разрешения на реализацию крупных проектов, и без его одобрения никакого трубопровода не будет.
«Союз за сохранение природы и биологического разнообразия» (Nature and Boidiversity Conservation Union) также ведет борьбу против этого проекта: в морской воде у берегов Германии трубопровод должен пройти сразу через пять охранных зон. Кроме того, такое крупное строительство может потревожить морских птиц в Померанской бухте. И вообще, по мнению экологов, все остальные вопросы недостаточно изучены для того, чтобы можно было оценить долговременные последствия.
Пока еще не принято никакого решения в связи с возражениями экологов. Однако никто из них не верит в то, что их усилия в Штральзунде будут успешными. Что касается процедуры одобрения этого проекта в России, то многие экологи считают вопрос о строительстве газопровода заранее решенным. Там небольшое ведомство в Ленинграде (так в тексте — прим. перев.) в июле нынешнего года дало разрешение на прокладку трубопровода через Кургальский заказник. Организация Greenpeace опротестовала это решение, основанное, как говорят, на сомнительной экспертизе. «Заключение было подделано, а ученые получают деньги от компании Nord Stream AG», — подчеркивает Михаил Дуркин, руководитель НКО «Коалиция „Чистая Балтика"», в которую входят представители 18 природоохранных организаций из стран региона Балтийского моря.
Против реализации проекта выступают и фермеры с острова Рюген. В мае этого года они получили письмо с предложением продать принадлежащие им пахотные земли. На этой территории компания Nord Stream 2 планирует заниматься ликвидацией последствий строительства трубопровода.
Местных фермеров беспокоит, что если разрешат строительство газопровода, то их земельные участки могут быть изъяты. «Я должен отказаться от 20% моих пахотных земель и пастбищ: извещение об этом я получил по почте всего несколько месяцев назад», — возмущается фермер Йоханн Топхофф-Кауп (Johann Tophoff-Kaup). По его словам, участки были выбраны совершенно произвольно. Тем временем компания Nord Stream 2 изменила свою концепцию, и теперь она откажется от большей части запланированного перепрофилирования пахотных земель на острове Рюген.
Украинский государственный концерн в результате строительства газопровода «Северный поток — 2» потеряет около 2 миллиардов евро
Тем временем за кулисами работают многочисленные лоббисты. Некоторые из них добиваются разрешения на строительство, тогда как другие — запрета. По данным Регистра транспарентности Евросоюза, Газпром только в 2016 году инвестировал в деятельность лоббистов в Европейском союзе полмиллиона евро. Но и Украина пытается как-то повлиять на Брюссель. Противника Йенса Мюллера в Брюсселе зовут Алан Райли (Alan Riley). Его больше всего раздражают «русские рассказы» о том, что новый проект якобы является чисто коммерческим. «Украина находится в состоянии войны с Россией», — говорит Райли. Он задает вопрос: как можно в таких условиях верить в чисто экономические намерения? Для брюссельского лоббиста эта версия, распространяемая в том числе федеральным немецким правительством, — крупный пропагандистский успех.
Когда заговариваешь с сотрудниками нанятого Нафтогазом в Брюсселе агентства Cabinet DN, сразу становится как-то неуютно. А если спросить о возможных связях этой лоббистской компании с американским агентством Value Bridge, то разговор сразу заканчивается. По электронной почте агентство Cabinet DN сообщает о том, что никакое цитирование не разрешается, а также о том, что «ничто не отрицается и ничто не подтверждается». По данным американского регистра лоббистов, Нафтогаз заплатил через агентство Cabinet DN 45 тысяч долларов упомянутому американскому агентству за организацию направленного против проекта «Северный поток» мероприятия, проходившего в марте этого года в Хьюстоне, штат Техас, а также за высказывание критического мнения в отношении «Северного потока» в беседах с американскими политиками и представителями прессы. Еще 18 тысяч долларов агентство Value Bridge получило от дочки Нафтогаза. Однако представители Нафтогаза отрицают оплату лоббистов, несмотря на многочисленные публикации украинских журналистов в газете «Украинская правда», в которых были представлены соответствующие документы.
Однако не только украинцы пытаются оказать влияние в Вашингтоне. Там работает также компания Nord Stream 2. До введения американских санкций она заключила договоры с четырьмя американскими лоббистскими агентствами. По данным независимой организации Center for Responsive Politics, в 2017 году на эти цели компания Nord Stream 2 потратила миллион долларов. Пока не ясно, каков результат. Но в законе о санкциях черным по белому написано: администрация Соединенных Штатов должна продолжить выступать против строительства «Северного потока — 2», поскольку этот трубопровод «будет оказывать негативное воздействие на энергетическую безопасность Европейского союза, на развитие европейского газового рынка и на проведение на Украине реформ в энергетической отрасли». Какие последствия будет иметь этот раздел закона, покажет время.
Поэтому работа лоббистов продолжается. 1 августа 2017 года пять инвесторов трубопровода «Северный поток — 2», включая немецкие компании Wintershall и Uniper, подписали договоры с американским агентством McLarty, чтобы «защищать и продвигать интересы предприятия в дискуссиях по поводу газового рынка и представлять этот проект как составную часть европейской энергетической безопасности». Больше всего эти компании обеспокоены тем, что введенные против России санкции могут затронуть и инвесторов трубопровода «Северный поток — 2», что, вероятно, привело бы к остановке проекта. Однако такой вариант развития событий считается в настоящее время маловероятным.
В любом случае, компания Nord Stream AG, похоже, исходит из того, что никакого провала не ожидается. «Для амбициозного проекта мне нужен амбициозный временной график» — таков простой ответ официального представителя Йенса Мюллера. Создается впечатление, что проблемы экологии его беспокоят меньше всего.