Знакомая ситуация: при поездке за границу вас просят привезти лекарства. И не потому, что их (или аналоги) нельзя купить в украинской аптеке. А потому что купленные в ЕС медикаменты часто более эффективны. Почему так вышло?
Украина с населением 45 миллионов человек, несомненно, является одним из крупнейших рынков Европы, интересным, в том числе и для фармацевтических компаний. Однако пропорционально снижению доходов украинцев ввиду нескольких волн девальваций гривны снижается и покупательная способность населения.
А это, в свою очередь, заставляет потребителя при выборе между разными продуктами одного вида чаще отдавать предпочтение наиболее дешевым товарам, игнорируя разницу в качестве. Что, в свою очередь, влечет к частому несознательному (а иногда и сознательному) приобретению контрафактного продукта.
Повышение спроса на бюджетные лекарственные средства привело к увеличению объемов рынка контрафактных товаров. Производители контрафактных фармацевтических препаратов не вкладывают средства ни в исследование, ни в улучшение, ни в продвижение на рынке препаратов, которые подделывают. А современные быстрые технологии производства превращают производство контрафакта в очень прибыльный бизнес.
Уже в 2011 году в Украине контрафактные лекарственные препараты составляли до 50%. Сегодня эти показатели еще выше.
При этом подделываются все виды лекарственных средств — от недорогих обезболивающих и антигистаминных средств до препаратов, предназначенных для лечения заболеваний, представляющих угрозу для жизни.
Почему украинские потребители выбирают контрафакт?
Во-первых, цена на контрафакт значительно ниже, чем на оригинальную продукцию.
Во-вторых, фармацевтический рынок настолько заполнен контрафактной продукцией, что даже официальные розничные дистрибуторы (аптеки) могут неосознанно продавать контрафактные препараты, закупив их у нового, непроверенного поставщика. Самостоятельно распознать контрафактную продукцию крайне сложно, а порой вообще невозможно без специальной экспертизы (особенно товаров дорогих ценовых категорий).
И в-третьих, у лиц, изготовляющих контрафактную продукцию, нет ощущения неотвратимости наказания.
Фармацевтические компании в Украине возлагают большие надежды на создание Высшего суда по интеллектуальной собственности. Этот инструмент протестирован и доказал свою эффективность в таких странах, как Япония, Южная Корея, Индия, Китай, Бразилия, Чили, Перу, Мексика, Таиланд, США, Великобритания, Бельгия, Франция, Португалия, Испания, Финляндия, Швеция и Швейцария.
Еще несколько десятков других стран находятся в процессе создания отдельного специализированного суда и пока имеют судебные палаты или коллегии, рассматривающие исключительно споры в сфере защиты прав ИС.
Соглашением об ассоциации предусмотрена одна из важных целей — достижение надлежащего и эффективного уровня охраны и защиты прав ИС. Создание специализированного суда по ИС в Украине направлено на достижение именно этой цели.
Более того, в рамках Европейского Союза сейчас происходит процедура формирования относительно недавно созданного Единого патентного суда. Этот международный суд представляет собой единственный специализированный патентный судебный орган с местными представительствами (подразделениями) на территории стран ЕС.
Таким образом, параллельные судебные процессы в национальных судах государств-членов Европейского Союза замещаются унифицированным процессом в едином суде, в результате которого стороны смогут получить быстрое решение, распространяющиеся на юрисдикцию всех европейских стран, где имел силу патент.
Украина лишь начинает имплементировать европейскую практику защиты интеллектуальной собственности.
Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности Украины фактически будет рассматривать все споры, касающиеся прав интеллектуальной собственности, за исключение уголовных и части административных дел.
Начало работы этого суда должно обеспечить быструю и эффективную защиту прав интеллектуальной собственности — подобную позицию разделяют и в Ассоциации юристов Украины, и в среде бизнеса.
Более того, этот шаг будет иметь влияние на всю украинскую экономику. Лишь когда интеллектуальная собственность перестанет быть проблемным или рискованным активом, Украина сможет трансформировать свою экономику в более инновационную.