В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна», рассказывающая о столетней истории дизайна в Финляндии.
В экспозиции представлены знакомые полосатые рубашки, посуда и предметы мебели, а также новые изобретения. Речь идет о первой демонстрации истории финского дизайна в Москве. Выставку решили провести очень вовремя.
То, что хорошо спланировано, уже наполовину сделано, считают финны.
Устроители выставки посетили Москву заранее, чтобы разузнать, что могло бы заинтересовать русских. Беседовали со студентами, дизайнерами и художниками.
Результаты удивили всех.
«В России о финском дизайне совершенно ничего не знают», — говорит куратор выставки Суви Салониеми (Suvi Saloniemi).
Кроме фирм Artek и Marimekko, никто ничего не смог назвать.
«Я все же надеюсь, что посетители выставки узнают ножницы Fiskars и вазу Аалто, хотя они и не представляют, что это финский дизайн», — добавляет Салониеми.
Неразбериха в стилях
Но в чем же дело? Как свидетельствует исследование, проведенное осенью 2017 года, россияне относятся к финнам положительно. Давайте спросим российского дизайнера и директора Московского музея дизайна Александру Санькову. Она говорит, что знакома с финским дизайном, но причина этому — ее собственная компетентность и учеба в МГХПА имени Строганова.
Санькова обращается к истории. По ее мнению, дизайн в России пострадал от исторических катаклизмов.
«В России долгое время все происходило по принципу «разрушим старый мир до основанья, а затем мы новый мир построим», — рассуждает она.
«В результате вкус у русских и их представление о красоте очень сумбурны. В пятиэтажке квартиру могут обставить мебелью в стиле барокко», — говорит Санькова, имея виду панельные дома советского времени.
Однако все меняется.
Санькова говорит, что в России растет интерес к обустройству дома и предметам, которые не обязательно являются броскими с виду, но имеют практическое применение.
«Люди путешествуют, черпают информацию из интернета, вкус развивается».
Но как можно выйти на российский рынок?
Совершенно очевидно, что на рынках, подобных российскому, могло бы найтись место и для финского дизайна.
«В России, например, очень популярен Instagram. Тренды распространяются быстро, и о них быстро узнают. Если мы начнем правильно подавать информацию, потенциал России можно будет использовать», — рассказывает организатор выставки «33 революции — 100 лет финского дизайна» Мартта Лоуекари (Martta Louekari).
Лоуекари работает в агентстве маркетинговых коммуникаций Juni Communications в Хельсинки, которая имеет опыт распространения финской культуры в странах Азии. Лоуекари видит много точек соприкосновения в работе с Россией и Китаем.
В обеих странах деятельность основывается на личных связях, самое важное — заслужить доверие.
«Надо найти партнеров, похожих на тебя самого. Когда возникает взаимопонимание, дело движется быстро, и клиенты остаются надолго», — считает Лоуекари.
Экономические отношения России и Финляндии возрождаются после длительного перерыва. Торговые отношения пострадали после захвата Россией Крыма и введенных после этого санкций.
По мнению Лоуекари, с помощью дизайна можно было бы рассказать в России о финском обществе, так как политика не имеет к нему никакого отношения.
«В Финляндии идея дизайна очень демократична. Он предназначен для всех и не стремится упрочить чье-либо положение. Он служит развитию всего общества».