Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский «Диснейленд» — часть госпрограммы вооружений стоимостью 300 миллиардов евро

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкУчастники молодежного военно-патриотического движения «Юнармия»
Участники молодежного военно-патриотического движения «Юнармия»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия сопровождает программу вооружений пиар-кампанией, которая должна улучшить отношение граждан страны к армии. По мнению специалистов, у этой пропагандистской кампании есть положительные результаты. Но уже есть и признаки усталости от военной риторики. Например, количество телезрителей, смотрящих новостные программы, в последнее время начало уменьшаться.

Подросток, одетый в униформу Юнармии и красный берет, уверенно берет в руки копию автомата АК-47, целится и стреляет в висящую на стене мишень. Отдача у пневматического оружия сильная.


В соседней комнате ситуация еще серьезнее. В видео, которое проецируется на стене, враги получают по заслугам, когда 10-летний мальчишка с грохотом выстреливает по ним из симулятора ручного гранатомета.


Мы находимся в открытом в прошлом году в Московской области Диснейленде боевых искусств — парке «Патриот». Для осмотра достопримечательностей парка площадью пять тысяч гектаров не хватит и дня. Кроме посещения музеев танков и авиации можно пострелять из симуляторов оружия. Группам предлагают игры, имитирующие ситуацию уличного боя, где врагов забрасывают пластмассовыми ядрами.


На окраине парка расположена «Партизанская деревня». Там посетители могут ощутить, какой была жизнь партизан по время Великой Отечественной войны. Здесь можно не только научиться диверсионной работе, но и побывать в настоящей партизанской бане.

© РИА Новости Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкНа территории музейно-исторического комплекса "Партизанская деревня", построенном в парке "Патриот" в Кубинке
На территории музейно-исторического комплекса Партизанская деревня, построенном в парке Патриот в Кубинке


«Нам здесь очень нравится. Особенно интересно детям. Все они проходят в школе военную подготовку», — говорит мать московской семьи Алёна.


На наблюдательную вышку в «Партизанской деревне» залезают ее дети — сыновья семи и девяти лет и 11-летняя дочка.


Отец семьи, представившийся Сергеем, не видит никакой проблемы в военизированной атмосфере современной России.


«Ведь никто не хочет войны! Об армии говорят, потому что к России теперь относятся с большим уважением, чем раньше. Кроме этого, наша армия существует не для нападения, а для обороны», — с чувством говорит он.


Гвоздь программы — здание Рейхстага и танковый биатлон


Маршрут автобуса от «Партизанской деревни» до музея пролегает мимо копии здания Рейхстага, возвышающейся посреди поля. Здесь дети, да и некоторые взрослые, могут поучаствовать в важнейшем событии для коллективной исторической памяти народа России — штурме солдатами Красной армии Рейхстага в 1945 году.


На полигонах, расположенных неподалеку, летом проходят соревнования по популярному виду спорта, так называемому танковому биатлону. Идея такая же, как и в лыжном биатлоне. Танки мчатся по трассе и по пути стреляют в мишени. По этому виду спорта проводятся международные соревнования. Обычно побеждает Россия.


«Мне нравится обычный биатлон, а в последнее время я увлеклась и танковым биатлоном. Эти соревнования просто прекрасно смотрятся по телевизору», — говорит пенсионерка Людмила.


Важная роль телевидения


Парк «Патриот» — часть грандиозной государственной программы вооружений на 2011-2020 годы, стоимость которой составляет 300 миллиардов евро. Кроме повышения боеспособности армии программа ставит перед собой задачу создать для армии более привлекательный образ и направить внимание народа на внешнюю угрозу.


Помимо развлекательных парков армия открыла магазины, в которых можно приобрести обмундирование и прочие реквизиты. Один из таких магазинов, как нарочно, находится прямо напротив посольства США в Москве.


Начиная с 2014 года, когда разгорелась война на Украине, главными действующими лицами на каналах важнейшего средства государственной пропаганды — телевидения — являются Путин и российская армия. Процесс пошел дальше, и доля милитаристских программ увеличилась и на других каналах. Тон задает вечно молодой армейский телеканал «Звезда».


Юнармия связана с российской фабрикой троллей?


Патриотическая пропаганда ориентирована в основном на молодежь. Помимо военной подготовки в прошлом году в школах по инициативе министра обороны Сергея Шойгу была создана Юнармия, где детей обучают различным военным навыкам, в том числе сборке и разборке автомата и стрельбе.


В действующей на государственном уровне и на добровольной основе организации, по сведениям Министерства обороны, состоит 140 тысяч молодых людей от восьми до 18 лет.


Давший интервью газете «Коммерсант» руководитель организации, бывший спортсмен Дмитрий Трутенков назвал в числе задач движения «воспитывать молодежь в ценностях патриотизма, уважения к предкам, к своему родному краю». До того как бобслеист Дмитрий Трутенков был уличен в употреблении запрещенных веществ, он успел завоевать золотую медаль на Олимпиаде в Сочи. В руководство Юнармии входят и другие известные спортсмены, такие как чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева.


По информации российского экономического медиахолдинга РБК, униформу Юнармия приобретает в интернет-магазине друга Путина, бизнесмена, и руководителя «фабрики троллей» Евгения Пригожина. Министерство обороны недавно сделало у него несколько закупок. Газеты утверждают, что многие воюющие в Сирии российские солдаты работают на Пригожина.


Юнармия отвергла выдвинутые в российской печати обвинения в том, что она насильно вербует учащихся школ без согласия родителей. Юнармия отказалась дать интервью Iltalehti.


Молодежь думает о военной карьере


По мнению специалиста в области военного дела Руслана Пухова, задача Юнармии — воспитать преданных Кремлю чиновников и солдат. Армию хотят сделать очень притягательным местом работы для молодежи. Многочисленные смерти от издевательств, использование офицерами новобранцев в своих личных целях заставляют многих молодых людей призывного возраста «косить» от службы в армии. От воинской обязанности уклоняются по причине плохого здоровья, из-за учебы и подкупая должностных лиц.


Обращение с военнообязанными и условия прохождения службы в последнее время улучшились. Пухов не может сказать, повлияло ли это на количество тех, кто уклоняется от армии. Однако популярность военной карьеры значительно выросла. Желающих стать контрактниками очень много.


«Это происходит не только благодаря пропаганде. Рост интереса является следствием плохого экономического положения. Во многих российских регионах, например, в Пскове, после окончания школы очень трудно найти место работы. Поэтому даже образуются очереди из желающих стать контрактниками», — рассказывает Пухов.


Но не все возобновляют контракт. По некоторым оценкам, это делает только половина контрактников. Некоторые контрактники разрывают договор из-за нарушения его работодателем. Министерство обороны не публикует статистические данные уже в течение пяти лет.


Собирающий винтовку в парке «Патриот» 14-летний Дмитрий не сомневается в том, что он пойдет служить в армию.


«Сейчас армия намного лучше, чем раньше. Питание более качественное, оружие — более эффективное. Через четыре года я пойду служить в армию, а потом выберу военную карьеру», — заверяет он.


Успех армейской пиар-кампании, в конце концов, зависит от того, как долго граждане будут получать удовольствие от военной риторики. Уже есть признаки усталости. Например, количество телезрителей, смотрящих новостные программы, в последнее время начало уменьшаться. По мнению Пухова, на вопрос об усталости от военной тематики давать ответ еще слишком рано.


«Есть признаки и „за", и „против". Надо подождать еще 18-24 месяцев. Тогда мы будем мудрее», — говорит он.