Когда ранее в этом году Тимура Махаури арестовали в центре Киева с двумя незарегистрированными пистолетами и поддельным паспортом, полиция подумала, что ей удалось совершить прорыв в расследовании серии нераскрытых заказных убийств. Судья счел, что у г-на Махаури было темное прошлое — предположительно он убивал критиков Кремля в Турции — и приказал задержать его.
Однако вскоре полиция выяснила, что все известное про Махаури было совсем не тем, чем казалось. По словам чиновников украинского МВД, украинская разведка вмешалась в это дело и стала настаивать на его освобождении. Г-н Махаури, который поначалу молчал, объяснил, что в течение многих лет он жил под различными именами и время от времени выполнял функции убийцы, находя настоящих агентов Кремля, которые выполняли то, что на языке российского преступного мира называется «мокрой работой».
В своем интервью изданию Wall Street Journal, которое г-н Махаури дал в феврале, находясь под стражей, он подробно рассказал о том сумрачном мире, в котором он жил, вежливо отвечая на вопросы журналиста о его жизни в течение двух часов. По его словам, он работал агентом везде, где велась борьба против влияния Москвы, включая Чечню, Грузию, Турцию и Сирию. Украина, ставшая последним местом его работы, оказалась более опасной, чем он полагал.
Украина стала магнитом для наемных убийц, поскольку Киев пытается бороться с попытками своего бывшего хозяина, то есть Москвы, восстановить контроль над ним. По словам западных дипломатов, теперь, когда на поле боя между сепаратистами, поддерживаемыми Москвой, и правительством сложилась тупиковая ситуация, Москва и Киев, очевидно, обратились к услугам наемным убийц, чтобы свести счеты и проредить ряды военных командиров.
Большинство заказных убийств сейчас совершается очень далеко от практически ежедневных залпов артиллерийских орудий на востоке Украины, в результате чего Киев превратился в рассадник шпионов и наемных убийц.
Жертвами заказных убийств стали начальник резерва Главного управления разведки Максим Шаповал, которого взорвали в его автомобиле на перекрестке улиц в самом центре Киева в июне, и бывший российский прокурор и депутат Денис Вороненков, который недавно бежал в Киев в поисках защиты и которого застрелили в марте этого года.
Загадочные нападения происходили и в удерживаемых ополченцами районах, где на разрушенных войной территориях продолжают находиться пророссийские солдаты вперемешку с мирными гражданами. В феврале командир ополчения Михаил Толстых был убит снарядом-ракетой, разорвавшимся в его донецком офисе. Другой командир, Арсен Павлов, погиб в прошлом году в результате взрыва бомбы, заложенной в лифте.
Конфликт на востоке Украины начался в 2014 году после того, как протестующие в Киеве свергли пророссийского президента Украины и создали новое прозападное правительство. Москва вторглась на территорию Украины и аннексировала Крымский полуостров. В самый разгар боев промышленный восток Украины наводнили боевики самых разных мастей, от украинских националистов до прокремлевских наемников и заскучавших людей из постсоветской периферии, приехавших туда в поисках приключений.
По словам сотрудников правоохранительных органов и западных дипломатов, в Киеве многие убийцы, по всей видимости, являются фрилансерами, которые, находясь на службе в вооруженных силах или полиции, подрабатывают таким образом в свободное время.
В своем интервью бывший глава украинских разведывательных служб Валентин Наливайченко сказал, что эта смесь стала гораздо более опасной после прибытия множества иностранных наемников, которые сочли Украину своим новым местом работы.
Ранее в этом году в Киеве человек, выдававший себя за французского журналиста, пригласил одного военного командира на интервью, а затем предположительно выстрелил его. Все пошло насмарку, когда супруга жертвы достала из сумочки пистолет и обезвредила его двумя выстрелами. Спустя четыре месяца ее застрелили.
На фоне этого хаоса карьера г-на Махаури стоит особняком. В ходе своего интервью г-н Махаури рассказал о том, как в Чечне он воевал на стороне повстанцев, боровшихся за независимость от России, как в Грузии он занял сторону грузинского правительства в короткой войне с Москвой 2008 года, как он отправился в Сирию, где русскоязычные джихадисты объединялись, чтобы бороться против интересов Москвы — зачастую под флагами «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.). Бывшие чеченские повстанцы и чиновники в Грузии, где он в течение нескольких лет сотрудничал с государственной службой безопасности, подтвердили часть его истории — как и украинское правительство, которое проверило его прошлое.
Г-н Махаури, по его собственным словам, приехал на Украину, чтобы преследовать агентов Москвы, посланных ликвидировать ее оппонентов за границей.
«Я знаю, кого искать, и я останавливаю их прежде чем они успевают что-то сделать», — сказал он, вежливо отвечая на вопросы. В разговоре он пользуется той разновидностью русского языка, которой обычно пользуются люди, находящиеся в исправительных колониях, за что его прозвали «Зоной». «Есть несколько человек, которые делают такую работу».
По словам г-на Махаури, он занялся этим делом по чистой случайности. Он рассказал, что он родился в Грозном, Чечня, в 1978 году, и, хотя в юности он хотел заниматься музыкой и играть на фортепиано, у него, как и у многих других его сверстников, не было такой возможности, поскольку в то время в регионе бушевала война за независимость от Москвы. По его словам, он присоединился к повстанцам в 1999 году.
Большинство его одноклассников погибли в самом начале второй войны, когда российские военные начали штурм Грозного. По его словам, в течение нескольких лет он сражался в горах на юге республики, организовывая нападения на российских военных и устраивая засады на транспортные колонны.
Он заслужил доверие чеченского полевого командира Шамиля Басаева, который пользовался дурной славой внутри России в связи с тем, что он организовывал ужасающие операции с захватом заложников.
По мере роста потерь в рядах повстанцев г-н Басаев решил, что г-н Махаури был слишком ценным боевиком, чтобы его терять, и приказал ему отправиться в Грузию, чтобы оттуда организовывать поставки всего необходимого для боевиков, воюющих в Чечне.
Кремль долгое время обвинял Грузию в том, что она спонсировала чеченских повстанцев в их борьбе против России. Правительство Грузии это отрицает.
Но Зураб Майсурадзе, который руководил антитеррористическим центром Грузии, признал в своем интервью, что он действительно взял г-на Махаури под свое крыло. По его словам, он сам устроил все так, чтобы этот молодой чеченец получил два грузинских паспорта — на имя Руслана Папаскири и на имя Тимура Махаури.
Г-н Майсурадзе назвал г-на Махаури «великим грузинским патриотом», всегда готовым выступить против русских, которых они считали общим врагом. По словам г-на Майсурадзе, в 2006 году г-н Махаури доказал свою верность, когда он согласился встретиться с российским агентом, посланным в Тбилиси убить его. По его словам, в конечном итоге грузинам удалось переманить этого агента на свою сторону.
Однако в этом тумане шпионских интриг стали ходить слухи, что г-н Махаури также работает и на русских. В 2006 году чеченский полевой командир Шамиль Басаев получил груз взрывчатки, которую везли из Грузии в Россию. Произошел взрыв, в результате которого погибли г-н Басаев и многие лидеры повстанцев. По слухам, бомбу в грузовик заложил именно г-н Махаури.
В ходе своего интервью в Киеве г-н Махаури заявил, что он не причастен к гибели г-на Басаева и что слухи о его причастности распространяли российские спецслужбы. «Они много раз стреляли в меня, взрывали меня и делали все возможное, чтобы меня убить, — сказал он. — А потом они запятнали мое имя».
Роберт Шефер (Robert Schaefer), отставной офицер американских сил специального назначения, который помогал проводить подготовку грузинских военных в начале 2000-х годов, сказал в интервью, что Москва часто пыталась ослабить позиции повстанцев, распространяя слухи о предателях в их рядах. Однако, как он добавил, многим поверженным повстанцам нужна была работа, и скоро деньги, которые платили за заказные убийства, стали важнее дружбы и верности.
Возможно, вначале они становились солдатами по патриотическим соображениям, но, по словам Шефера, «скоро они начали скатываться вниз по спирали от того, что считалось легитимными специальными операциями, к "мокрым" делам, которыми они никогда прежде не собирались заниматься».
Многие бывшие чеченские повстанцы в конечном итоге уехали из Грузии, перебравшись вместе со своими семьями в Турцию. Некоторые позже уехали в Сирию, чтобы вступить в джихадистские группировки, сражавшиеся против поддерживаемого Россией правительства Башара аль-Асада. В своем интервью г-н Махаури сказал, что он тоже начал ездить в Турцию, а в 2012 году он три месяца провел в Сирии, «просто чтобы оценить ситуацию».
В Турции имя г-на Махаури связывают с загадочными убийствами, которые в определенном смысле лишь подтверждают, что он был двойным агентом. Всех жертв — все они были бывшими чеченскими боевиками — застрелили либо на улице, либо рядом с их домами в период с 2008 по 2011 год.
В 2012 году г-н Махаури был арестован турецкой полицией в тот момент, когда он попытался пройти паспортный контроль в аэропорту Стамбула. Позже ему было предъявлено обвинение в убийстве. На суде обвинители выставили его возможным двойным агентом и представили массу доказательств встреч г-на Махаури с агентами из Федеральной службы безопасности.
Ключевой уликой стала видеозапись, сделанная самим г-ном Махаури с помощью камеры, которая была спрятана в пуговице его рубашки. Это было видео встречи, на которой г-н Махаури обсуждал с российским агентом цену убийства трех человек, которые попали в немилость к Москве. Сидя за столиком в одном из кафе Стамбула г-н Махаури ткнул вилкой в тарелку, на которой лежала рыба, попросив по миллиону долларов за каждого, но затем они договорились на половину от этой суммы.
«Это такая работа, о которой я всегда мечтал, — сказал он монотонно. — Это как в фильмах про охотников и их жертв».
Во время интервью, которое г-н Махаури дал в киевской тюрьме, он заявил, что суд против него и та видеозапись были фарсом. По его словам, он отправился на ту встречу по приказу грузинских служб безопасности, чтобы поставить российского агента в неудобную ситуацию и, возможно, переманить его на свою сторону. Бывшие представители грузинских властей подтвердили эту его версию. Гиви Таргамадзе, бывший председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии, рассказал, что грузинские власти знали о встречах г-на Махаури с офицерами ФСБ и что ту операцию провели для того, чтобы выяснить, кого именно преследуют российские разведывательные службы.
Суд не признал г-на Махаури виновным, однако его не отпускали еще четыре года, ссылаясь на различные процессуальные задержки. В конечном итоге в 2016 году г-на Махаури оправдали за отсутствием улик, как сказал его адвокат в Стамбуле Дурсун Уджар (Dursun Ucar).
На фотографии, сделанной в тот момент, на которой он снят вместе с его супругой в Стамбуле, видно, что он отрастил бороду до груди, а на супруге надет традиционный головной платок. Однако вскоре он сбрил бороду и переехал на Украину, где он нашел работу в добровольческом батальоне, сражавшемся против поддерживаемых Россией ополченцев на востоке страны.
По словам г-на Махаури, он проводил мало времени в зоне боевых действий. Он по большей части оставался в Киеве, разыскивая агентов, посланных Москвой. По его словам, в январе он заметил, что за ним тоже следят, а в феврале украинская полиция арестовала его на центральном рынке за то, что у него с собой было два пистолета.
В интервью г-н Махаури сообщил, что он подозревал, что российские агенты разыскивали его на Украине, но ему некуда было ехать. «Везде опасно», — сказал он.
Когда его освободили из тюрьмы в апреле, после того как он признал себя виновным в незаконном владении огнестрельным оружием, он сказал друзьям, что за ним продолжают следить, но он не знал, кто именно.
По данным полиции, в начале сентября г-н Махаури выпил кофе в кафе в центре Киева и согласился на предложение его знакомой, которая завозила дочь домой, подвезти его. Автомобиль выехал из подземного гаража и встал в пробку. По словам полицейских, г-н Махаури ехал на пассажирском месте, вероятно наклонившись в центр машины, когда взорвалась бомба, заложенная в подлокотнике, оторвав ему руку и часть туловища и убив его на месте.
Эта бомба, которая, по сообщениям полиции, весила примерно два килограмма и которая была приведена в действие удаленно, была установлена таким образом, чтобы основной удар пришелся именно на пассажира на переднем сиденье, хотя хозяйка автомобиля тоже была ранена. Ее дочь не получила никаких серьезных травм.
После взрыва представитель МВД Украины Артем Шевченко выступил с заявлением, в котором говорится, что мотив убийства не был установлен. Однако он отметил, что г-н Махаури был «хорошо известен в криминальном мире».