Министр внешней торговли и развития Финляндии Кай Мюккянен (Kai Mykkänen) считает, что торговые отношения России и Финляндии постепенно возрождаются. В финском экспорте заметны улучшения, и российским туристам выдали значительно больше финских виз, чем в прошлом году.
Министра, тем не менее, беспокоит активная политика России в области импортозамещения. В качестве примера Мюккянен упоминает указ, подписанный осенью премьер-министром Дмитрием Медведевым, который запрещает импорт мебели и товаров из древесины для государственных и муниципальных нужд на два года.
«Это первый серьезный вызов за долгое время», — говорит Муккянен.
После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году прямые государственные закупки остались за рамками Протокола о присоединении. Однако, по правилам ВТО, государственные предприятия должны осуществлять закупки без национальной дискриминации.
На этот вопрос надо обратить внимание. Хотя финский экспорт традиционно делал акцент на сферу частного бизнеса, государственные предприятия в России все еще являются более важным фактором в экономике, говорит Мюккянен.
Мюккянен хочет поднять тему политики импортозамещения на встрече с российскими коллегами. По его словам, этот вопрос странам ЕС нужно обсудить совместно с Россией.
«В конечном счете, для решения этого вопроса придется использовать международный механизм разрешения торговых споров ВТО, если переговоры ни к чему не приведут».
Мрачные облака политики протекционизма идут и с другой стороны. Администрация Дональда Трампа хочет обновить правила ВТО, и поэтому США противодействует назначению новых судей в ВТО для решения торговых споров.
«Если это продолжится, то в 2019 году международный механизм разрешения споров станет неправомочным, потому что он не может работать, если в него входит меньше трех членов», — сказал Мюккянен.
В таком случае возможный спор о российской политике импортозамещения нельзя будет рассмотреть в ВТО.
По мнению Мюккянена, администрация Владимира Путина опиралась последние десятилетия на высокую стоимость нефти и экономический рост. После начала финансового кризиса экономика России забуксовала, и вместо повышения уровня жизни пришлось искать поддержку в идеологии сверхдержавы.
По мнению Мюккянена, этой же стратегии будут придерживаться и после выборов президента.
«Хотя в России и наблюдается некоторый экономический рост, такого бума, который бы привел к повышению уровня жизни, не предвидится. В реальности похоже на то, что покупательная способность граждан России снижается, так как социальные льготы урезают, а индексацию пенсии замораживают».
«Эта идеология сверхдержавы будет превалировать и в следующем периоде президентства Путина», — предполагает он.