Эммануэль Макрон отправился во вторник в первое африканское турне на посту президента. Его поездка в Буркина-Фасо, Гану и Кот-д'Ивуар на саммит Европейского союза и Африканского союза проходит в непростой обстановке. Широкое военное присутствие Франции в Сахеле, неослабевающие миграционные потоки и бюджетные проблемы — все это делает инициативу чем-то большим, чем визит вежливости или просто дипломатическая встреча. В Елисейском дворце осознают огромные ожидания на фоне спада влияния Франции и ее не везде положительного образа. Президент настроен предложить проект вне этих имиджевых вопросов, говорят в его окружении. Другими словами, он намеревается коренным образом изменить тенденцию.
Для достижения этой цели глава государства может положиться на несколько козырей. Его прошлое связано с Африкой еще меньше, чем у его предшественников Николя Саркози и Франсуа Олланда, у него нет сложившейся репутации на малоизвестном ему континенте: он лишь проходил стажировку в Нигерии во время учебы. Кроме того, он пользуется определенной благосклонностью со стороны населения которое положительно оценивает его молодость и новизну на политической сцене.
Безопасность и развитие
Как бы то ни было, всего этого недостаточно, чтобы гарантировать успешность визита. Эта первая настоящая поездка (после двух кратких заездов в Мали по вопросам, связанным исключительно с безопасностью) дает ему возможность представить свою африканскую политику, что стало традиционным, но рискованным шагом для всех президентов Франции. В Дакаре Николя Саркози свершил огромную ошибку, которую Африка так и не смогла ему окончательно простить: он заявил, что «африканский человек недостаточно вошел в историю». Эммануэль Макрон, как и Николя Саркози, решил обратиться к молодой аудитории: студентам Университета Уагадугу. Как отметили в Елисейском дворце, выбор в пользу Буркина-Фасо был «очевидным»: в 2014 году там началось народное восстание против авторитарного режима Блэза Компаоре (Blaise Compaoré), а затем были организованы демократический процесс и свободные выборы, образчиком которых сегодня является страна.
За этой «новаторской» речью последует более традиционное выступление, которое состоится в среду перед европейскими и африканскими коллегами в рамках саммита в Абиджане. Эта давно намеченная встреча позволит Эммануэлю Макрону выделить одну из главных осей своей африканской политики: необходимость большей вовлеченности европейцев в вопросы безопасности и экономического развития континента. Как бы то ни было, одной из центральных тем саммита станет миграционный вопрос, который еще сильнее обострился после репортажа CNN о существовании настоящих рынков рабов. Эти кадры глубоко поразили людей, особенно в Африке, где и ранее критиковали европейцев за решение доверить управление лагерями мигрантов ливийским властям. Целый ряд политиков, в том числе председатель Комиссии Африканского союза Муса Факи Махамат (Moussa Faki Mahamat), потребовали провести в Абиджане конференцию по этой трагедии и призвали к формированию сил быстрого реагирования для помощи оказавшимся в опасности мигрантам. Европа пока не дала ответа, но предлагает как минимум совместную борьбу африканских стран с работорговлей. «В настоящий момент реальные шаги в этом направлении предпринимает только Нигер», — отмечает дипломатический источник.
В четверг турне Эммануэля Макрона завершится в Гане. Этот визит призван продемонстрировать открытость Франции и ее интерес к Африке за пределами ее франкоязычной части. Центральной темой беседы с президентом Наной Акуфо-Аддо (Nana Akufo-Addo) без сомнения станет ситуация в Того, где вот уже не один месяц проходят антиправительственные демонстрации.