С изменением политической повестки дня в Украине все больше меняется и историческая. Ранее негативные персонажи (как Степан Бандера, Роман Шухевич и пр.) сейчас «всходят» на пьедестал: их именами называют улицы, им ставят памятники. При этом те, кого долгие годы было принято почитать, постепенно приобретают «дурную славу». В частности, так произошло на днях с князем Владимиром Великим, крестителем Руси, которого посчитали «самозванцем». «Вести» выясняли, кому выгодно переписывать историю, и чем вызвана переоценка современниками персонажей прошлого.
Не поделили князя
На сайте Киеврады появилась петиция с предложением снести памятник князю на Владимирской горке в столице. Скандальную инициативу активист объясняет тем, что в момент крещения Руси был нарушен основной канон христианства — добровольный выбор веры, да и сам князь — личность одиозная и противоречивая: «князь-самозванец, который по-варварски осквернил веру предков». Под петицией подписей пока немного, но тенденция — налицо. Тем более что недавно князь еще больше «согрешил» ему установили 17-метровый памятник в центре Москвы!
Директор Института национальной памяти Владимир Вятрович называет инициативу по сносу памятника Владимиру абсурдной: «Это же абсолютное непонимание исторических процессов, христианизация во всем мире происходила таким методом. Более того, это был единственный способ интегрировать народ в цивилизованный мир», — сказал он «Вестям».
Также в последнее время принято считать героем Ивана Мазепу, которого раньше называли предателем «российско-украинской дружбы», а вот объединитель земель Богдан Хмельницкий уже не такой позитивный персонаж. Ему, кстати, в последнее время достается все чаще. Так, в прошлом году из бюджета Чернигова потратили 700 тыс. грн, чтобы развернуть памятник Хмельницкому на 180 градусов — спиной к Москве и лицом к Европе. При этом постамент решили не трогать. Иначе собьется хронология боев Хмельницкого, изображенных на монументе. Это решили оставить изюминкой, чтобы экскурсоводам было что рассказать туристам.
История «под себя»
Эксперты считают, что исторические персонажи часто становятся заложниками политических режимов, а исторические факты — инструментом манипулирования.
До 1940-х годов Хмельницкого называли угнетателем, врагом украинского казачества, а затем взглянули на него под другим углом, напоминает историк Кость Бондаренко.
«Аналогично и с Мазепой: до конца 1980-х он был едва не Иудой, а в 1989 году его решили реабилитировать. История — это постоянное создание мифов, а факты — мозаика, благодаря которой создается та или иная концепция, — говорит „Вестям" политолог и доктор исторических наук Кость Бондаренко. — Нынешняя власть выбрала для себя галицкую концепцию истории, вывела ее на общеукраинский уровень. Она правильная, но для определенного региона. Например, воины УПА (экстремистская, запрещенная в России организация — прим. ред.) были героями, но, опять же, на локальной территории».
А вот историк-политолог Александр Палий «игры с памятниками» называет влиянием пропаганды. «Не имеет никакого значения, куда повернут памятник, это не идол, а напоминание о деятеле. Он демонстрирует то, кем был человек. Поверни его хоть на Минск, он не перестанет быть Хмельницким. Идеологическую ценность в этом могут видеть только чудаки, ну и, наверное, экскурсоводы, чтобы было что рассказывать туристам», — говорит нам политолог.
На экскурсиях доходит до ссор
Киевский экскурсовод Мария Руденко рассказала нам, что иногда гиды умалчивают некоторые моменты, дабы не заострять внимание туристов на неоднозначных исторических личностях или фактах. «На территории заповедника Киево-Печерской лавры сегодня похоронены полтавский полковник Иван Искра и генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей. К их могилам долгое время даже не подводили экскурсии, хотя в свое время им даже памятник стоял, его демонтировали во времена Украинской Народной Республики. Акценты и оценки событий в исторической ретроспективе так быстро меняются: тогда доносчики, потом мученики. Я считаю, лучше всего говорить туристам как все было, без идеологического окраса, а люди сами сделают выводы», — говорит она. Мария вспоминает и другие случаи.
«В Киев приехала группа банковских сотрудников из России, Беларуси и Казахстана. Между ними возник настоящий конфликт, когда я им рассказывала о Храме Спаса на Берестове, где покоятся останки Юрия Долгорукого. Фактически рассказ прервался после того, как я назвала его великим князем киевским, и кто-то из туристов возразил: мол, почему он киевский, если Москву построил? Я едва успела разъяснить, что был он сыном князя Мономаха, но туристы уже начали между собой ругаться», — рассказала экскурсовод.