Иван в романе «Братья Карамазовы» говорит брату Алеше: «Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить вceгo лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачком в грудь, и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях скажи и не лги!» Алеша ответил: «Нет».
Отстаивая точку зрения о том, что все идеалы человечества не стоят одной слезинки невинной жертвы, Федор Михайлович Достоевский защищал принципы Христа, и для писателя они были нравственным императивом.
Эти заветы Христа были нравственным императивом не только для Достоевского, но и для всех остальных гигантов великого русского духа, которые всегда стояли на стороне униженных и беспомощных жертв и никогда не примыкали к лагерю всемогущих палачей. Это возвысило русскую литературу, культуру и дух в глазах всего мира.
Встает вопрос: чей дух и чью любовь посылают нам государственные и церковные пропагандисты из современной России, когда во имя братства с сербами превозносят и прославляют преступления сербов, совершенные в войнах, погубивших Югославию, а также восхваляют преступников, обвиненных и осужденных Трибуналом в Гааге.
Генерал Ратко Младич пришел на вынесение приговора в Гаагском суде в галстуке, присланном ему из Москвы российскими коммунистами. На нем крупными кириллическими буквами было написано КПРФ и нарисованы коммунистические символы — серп и молот.
Российская пропаганда, государственная и церковная, преподнесла этого осужденного не как коммунистического генерала, генерала Коммунистической партии РФ, а как генерала братского сербского народа. При этом в хвалебных речах о генерале российской Коммунистической партии ни разу не было упомянуто о преступлениях, за которые его осудили. Обоснование? Его преступления меркнут перед преступлениями других! Следуя этой извращенной логике, можно сказать, что и Гитлер не виноват за преступления, совершенные над евреями, поляками, русскими, сербами и другими народами, поскольку никто не ответил за преступления против индейцев в Северной Америке!
Но, братья русские, где же тут Христос? Где Федор Михайлович Достоевский? Где нравственная и духовная вертикаль русского духа и народа?
Речь не только о генерале Ратко Младиче. Точно так же Москва проливает слезы и над всеми остальными сербами, обвиненными или осужденными за военные преступления. Что бы сказал и написал Достоевский по этому поводу? Сербы воспринимают русских как родных, но им не родны те, кто преступно погубил в лагерях десятки миллионов русских, как о том написал Солженицын. Наша любовь — это любовь к жертвам лагерей, а не к палачам. Пусть никто не маскирует свою любовь к палачам из Сребреницы славянской общностью, потому что и жертвы из Сребреницы — тоже славяне! Неужели послание Москвы в том, чтобы мы превозносили преступников с сербскими именами? Сегодня в Сербии нет тех, кто нанес ей раны в 90-х годах прошлого века, и нет предметов для обожания в духе этой искаженной антирусской, антисербской и антихристианской пропаганды, которая исходит из Москвы.
Конечно, подобная пропаганда унижает и ранит, но я надеюсь, что это временная политическая ошибка, и что она никогда не вытеснит из сербских душ все то великое и духовное, что в наших глазах воплощает Россия.
Идти против России опасно, но поддерживать подобную российскую пропаганду опаснее вдвойне!
Автор — заместитель председателя «Сербского движения обновления».