В российской и советской историографии принято жаловаться на раздоры князей «дома Рюрика» как причину поражения от Батыя. В XIX веке появилась даже тенденция объявлять Батыя причиной отсталости Московского царства. До этого вину возлагали на поляков с Лжедмитрием, но после захвата Польши это стало несолидно, и «воскресили» Батыя. Из него после 1945 года даже начали делать предтечу Гитлера, строя параллель: Москва в ХХ веке спасла Европу от Гитлера, в XIII веке закрыла собой от Батыя. Оставалось лишь требовать благодарности от Европы за подвиг далеких предков.
Но, как обычно для российской «истории», опять «ошибочка вышла». В Москве, ругая князей, до сих пор не решаются сказать, кто конкретно сдал Русь Батыю, так как для нее это аналогично признанию Сталина партнером Гитлера в развязывании Второй мировой войны.
Вопреки московской доктрине, при появлении Батыя князья именно и показали те самые единство и готовность к совместной борьбе, в отсутствии которых их упрекают. Против Батыя на Калку в 1223 году выступило около 20 князей Киевского, Галицкого, Волынского, Турово-Пинского, Смоленского, Черниговского и Курского княжеств. Пришли и вольные бродники-казаки с Днестра. Почти полная мобилизация сил. Князья даже нашли общий язык с половецкими ханами и убили первое посольство Батыя, чтобы убедить: на союз против половцев, который предлагал Батый, они не пойдут.
Но были и отщепенцы. На Калку не пришли дружины Владимиро-Суздальского, Рязанско-Муромского и Полоцкого княжеств, а также Новгорода. Если последним двум простительно — они вдали от театра боевых действий — то рязанцы и будущие москвитяне оказались именно теми, кто сдал Русь. Предательство рязанцев в 1223 году стало одной из двух причин, почему чернигово-киевский князь Михаил и «послал» их послов, когда те в 1237 году пришли к нему за помощью против Батыя.
Вторая причина отказа — вассальная зависимость рязанцев от Юрия, Владимиро-Суздальского князя, который воспользовался поражением князей юго-запада на Калке и стал подчинять себе Русь. Не Батый, а Юрий был главным бенефициарием битвы на Калке, почему и не пришел туда. Расчет Юрия был беспроигрышным: в случае победы и тем более поражения князья юго-запада ослабнут, и ему останется лишь собрать их земли, чем он и занялся.
Уже в 1225 году Юрий отнял Новгород у чернигово-киевского князя Михаила, но не смог удержать и в 1230 году вновь захватил город. Он изгнал оттуда Ростислава, сына Михаила, и поставил править своего брата Ярослава, отца Александра Невского. В 1231 году Юрий уже напал на Чернигово-Северскую землю и все последующие годы пытался захватить Киев силой или интригами. В 1236 году ему это удалось, и править Киевом был посажен Ярослав, вызванный из Новгорода. Но в 1237 году Юрий отозвал Ярослава с дружиной из Киева, так как Батый весной захватил Волжскую Булгарию и подошел к Владимиро-Суздальскому княжеству. Так что Михаил Черниговский, вошедший в Киев, вполне аргументированно «послал» рязанских послов.
Помимо этих двух предательств, князь Юрий Всеволодович с семьей совершили еще два. Весной 1237 году Юрий предал волжских булгар и не поддержал их против Батыя, притом что те жестко сопротивлялись, а осенью не участвовал в битве под Золотаревским городищем (современная Пензенская область), где коалиция народов Поволжья — мокша, булгары, буртасы и эрзя — дала еще один бой «монголо-татарам». «Московиты» по отношению к ним поступили не так, как «украинцы» с половцами, будущими крымскими «татарами». После сражения под Золотаревским городищем Юрий и послал в Киев рязанцев за помощью, так как знал: его послов в Киеве не просто «пошлют».
Со смертью Юрия предательства не закончились. Эстафету принял его брат Ярослав Новгородский, который стал первым князем «дома Рюрика», признавшим себя вассалом Батыя. Погиб Юрий 4 марта, а 5 марта основное войско Батыя взяло после двух недель осады Торжок, но на Новгород почему-то не пошло. У российских историков есть три версии. Первая: у Батыя споткнулся конь, и он суеверно решил — это знак: на Новгород не ходи. Вторая: Торжок истощил силы Батыя, но это не помешало пойти на Смоленск и Чернигов, в 1240 году взять Киев, отправить часть войска домой и идти на Запад. Третья: Батый испугался весенней распутицы, но она не мешала 5 (12) апреля 1242 года немцам и эстонцам драться с новгородцами на Чудском озере, и никто не провалился под лед. Под лед немцы идут только в фильме у Сергея Эйзенштейна.
Но вот если Ярослав после 5 марта прибыл под Торжок и принес вассальную присягу Батыю, то становится понятно, почему тот не пошел на Новгород. Как и понятно, почему в 1239 году Ярослав напал на Смоленское княжество после ухода оттуда войск Батыя, и «освободители» забрали то и тех, кого не забрали захватчики. Данило Галицкий и Михаил Черниговский в это время создавали коалицию с венграми для борьбы с Батыем.
Ярослав нападением на Смоленскую землю доказал «монголо-татарам»: он — честный коллаборационист, за что получил ярлык на владение своим Новгородом и на Владимиро-Суздальское княжество как брат покойного Юрия. За боевые заслуги в 1243 году ханша-регентша Дюргене вызвала Ярослава в Каракорум и назначила старшим на Руси, что позволяло претендовать на Киев. Видимо, так и возникло понятие «старший брат». Тем временем Данило и Михаил по-прежнему «плели интриги» с венграми и поляками против «монголо-татар».
В августе 1246 года в Каракоруме, наконец, состоялся курултай, и великим ханом избрали тайного несторианина Гуюка, а Батый с войском ушел в оппозицию. По случаю избрания хана в Каракорум вызвали всех трех князей — Ярослава, Михаила и Данилу. Михаила убили сразу, формально — за нежелание исполнить очистительный обряд. Ярославу дали ярлык на всю Русь, но затем отравили на пиру у Дюргене. Данилу, который не просил ярлыка на великое княжение, отпустили в надежде, что он может быть полезен как союзник в войне с венграми и молдаванами. Московская церковь в XVII веке Ярослава канонизировала, как и Юрия, но не как святого, а как «благоверного князя».
Эстафету предательства от отца и дяди перенял Александр Невский, но в Золотой Орде началась война Гуюка с Батыем. Поэтому Александр со старшим братом Андреем в 1247-1249 годах кружили по Сибири и Средней Азии, предлагая себя то Батыю, то Гуюку, а когда тот умер — его вдове Огул-Каймыш. В 1249 году победитель Батый назначил Андрея великим князем Владимирским, а Александра — новгородским князем. В 1251 году курултай избрал ханом Мунке — друга Батыя. Александр в 1252 году поехал поздравить Мунке с избранием и сообщил: Андрей ворует, не всю дань отсылает тебе, если назначишь меня «старшим братом», то я буду отсылать больше. Мунке отправил за Андреем в Переяславль Залесский темника Неврюя, а Александр Невский показывал дорогу. Город разграбили, семью Андрея увели в Орду, но сам он сбежал в Швецию.
Мунке назначил Александра Невского великим князем Руси, и тот оправдал доверие великого хана — исправно платил дань и подавлял восстания. Умер Александр в 1263 году, возвращаясь из Орды, куда ездил за помощью против восставших.
Московская церковь в 1547 году объявила Александра Невского святым и борцом с игом: Иван Грозный шел в этот год брать Казань, и стране были нужны герои. Князей-героев наштамповали. В 2016 году патриарх Кирилл даже назначил Александра Невского небесным покровителем сухопутных войск РФ, но стране были нужны и герои из народа. Поэтому при Иване Грозном кто-то сочинил «Повесть о разорении Рязани Батыем». Так как автор неизвестен, то она считается народной. Ее сюжет: некий боярин Евпатий Коловрат поехал в Чернигов, то ли дань собирать, то ли помощи просить, вернулся — а Рязани уже нет. Коловрат собрал кого смог и погнался за Батыем. Догнал и почти перебил бы все его войско, но был расстрелян «монголо-татарами» из китайских камнеметных орудий. Вот такой герой из народа, предтеча 28 панфиловцев. Но историки еще в XIX веке определи жанр этой «Повести»: фэнтези.
Москве снова нужны герои. Поэтому повысили в чине Александра Невского и решили воскресить мифического Евпатия Коловрата, сняв о нем фильм, как о 29-м панфиловце. Путин 29 ноября, за день до премьеры фильма «Легенда о Коловрате», сделал ему рекламу и велел всем смотреть, ибо: «Впечатляет, за душу берет… И сама по себе идея хорошая». Правда, режиссеры И. Шурховецкий и Дж. Файзиев честно признают, что сняли полное фэнтези на тему истории. Но сняли с размахом: на заводе ЗИЛ построили самый большой в Европе съемочный павильон и сразу сделали пять языковых версий фильма: на английском, немецком, французском, испанском и монгольском, чтобы Европа знала, кто ее грудью закрыл. Заодно и заложить новый камень в фундамент московско-татарско-монгольской дружбы.
Но пока снимали, атмосфера стала портиться. Первыми ее испортили неоязычники, объявившие, что Коловрат — язычник, а не христианин, и РПЦ давала опровержения. Во-вторых, день премьеры фильма, 30 ноября, наложился на решение Госсовета Татарстана от 29 ноября о запрете под давлением Москвы преподавания татарского языка в школах республики. Татарский язык теперь можно преподавать только факультативно и только два часа в неделю. Почему татарский стал факультативом, а не русский или история с географией, ясно без объяснений. В ответ на запрет в Казани прошли пикеты, где был и мудрый плакат: «Не хотите учить татарский, начнете учить китайский».
Пикетчики правы: в китайской историографии нет монголо-татарского завоевания Руси и Сибири, а есть их китайское завоевание под руководством детей и внуков китайского поданного Чингисхана, который родился в китайской провинции Внутренняя Монголия и вроде как даже сидел в китайской тюрьме. Основой администрации и войска Батыя были тоже китайцы, которые и штурмовали города с помощью своих стенобитных машин. На этом основании китайцы с 1960-х и требуют вернуть территории до Урала, который вместе с Поволжьем они милостиво отдают угро-финнам подобно тому, как Москва сейчас отдает Венгрии украинское Закарпатье.
По этой причине версия «Легенды о Коловрате» на китайском языке не появится. В РФ фильм о том, как князья Юрий, Ярослав и Александр сдали Русь Батыю тоже не появится. Не только потому, что будет разрушением химерной «истории российской», но и потому, что объявленный Кремлем в 2014 году «разворот на Восток» похож на «восточный разворот» этой «святой» княжеской троицы. Какие святые, такое и воинство.