Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто сдал Русь Батыю, или 29-й панфиловец

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкИллюстрация "Монголо-татары у стен Москвы" из книги "Батый"
Иллюстрация Монголо-татары у стен Москвы из книги Батый
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В российской и советской историографии принято жаловаться на раздоры князей дома Рюрика как причину поражения от Батыя. После 1945 года из Батыя даже начали делать предтечу Гитлера: в ХХ веке Москва спасла Европу от Гитлера, в XIII веке закрыла собой от Батыя. Но кто в действительности сдал Батыю Русь? И зачем воскресили сегодня мифического Евпатия Коловрата?

В российской и советской историографии принято жаловаться на раздоры князей «дома Рюрика» как причину поражения от Батыя. В XIX веке появилась даже тенденция объявлять Батыя причиной отсталости Московского царства. До этого вину возлагали на поляков с Лжедмитрием, но после захвата Польши это стало несолидно, и «воскресили» Батыя. Из него после 1945 года даже начали делать предтечу Гитлера, строя параллель: Москва в ХХ веке спасла Европу от Гитлера, в XIII веке закрыла собой от Батыя. Оставалось лишь требовать благодарности от Европы за подвиг далеких предков.


Но, как обычно для российской «истории», опять «ошибочка вышла». В Москве, ругая князей, до сих пор не решаются сказать, кто конкретно сдал Русь Батыю, так как для нее это аналогично признанию Сталина партнером Гитлера в развязывании Второй мировой войны.


Вопреки московской доктрине, при появлении Батыя князья именно и показали те самые единство и готовность к совместной борьбе, в отсутствии которых их упрекают. Против Батыя на Калку в 1223 году выступило около 20 князей Киевского, Галицкого, Волынского, Турово-Пинского, Смоленского, Черниговского и Курского княжеств. Пришли и вольные бродники-казаки с Днестра. Почти полная мобилизация сил. Князья даже нашли общий язык с половецкими ханами и убили первое посольство Батыя, чтобы убедить: на союз против половцев, который предлагал Батый, они не пойдут.


Но были и отщепенцы. На Калку не пришли дружины Владимиро-Суздальского, Рязанско-Муромского и Полоцкого княжеств, а также Новгорода. Если последним двум простительно — они вдали от театра боевых действий — то рязанцы и будущие москвитяне оказались именно теми, кто сдал Русь. Предательство рязанцев в 1223 году стало одной из двух причин, почему чернигово-киевский князь Михаил и «послал» их послов, когда те в 1237 году пришли к нему за помощью против Батыя.


Вторая причина отказа — вассальная зависимость рязанцев от Юрия, Владимиро-Суздальского князя, который воспользовался поражением князей юго-запада на Калке и стал подчинять себе Русь. Не Батый, а Юрий был главным бенефициарием битвы на Калке, почему и не пришел туда. Расчет Юрия был беспроигрышным: в случае победы и тем более поражения князья юго-запада ослабнут, и ему останется лишь собрать их земли, чем он и занялся.


Уже в 1225 году Юрий отнял Новгород у чернигово-киевского князя Михаила, но не смог удержать и в 1230 году вновь захватил город. Он изгнал оттуда Ростислава, сына Михаила, и поставил править своего брата Ярослава, отца Александра Невского. В 1231 году Юрий уже напал на Чернигово-Северскую землю и все последующие годы пытался захватить Киев силой или интригами. В 1236 году ему это удалось, и править Киевом был посажен Ярослав, вызванный из Новгорода. Но в 1237 году Юрий отозвал Ярослава с дружиной из Киева, так как Батый весной захватил Волжскую Булгарию и подошел к Владимиро-Суздальскому княжеству. Так что Михаил Черниговский, вошедший в Киев, вполне аргументированно «послал» рязанских послов.


Помимо этих двух предательств, князь Юрий Всеволодович с семьей совершили еще два. Весной 1237 году Юрий предал волжских булгар и не поддержал их против Батыя, притом что те жестко сопротивлялись, а осенью не участвовал в битве под Золотаревским городищем (современная Пензенская область), где коалиция народов Поволжья — мокша, булгары, буртасы и эрзя — дала еще один бой «монголо-татарам». «Московиты» по отношению к ним поступили не так, как «украинцы» с половцами, будущими крымскими «татарами». После сражения под Золотаревским городищем Юрий и послал в Киев рязанцев за помощью, так как знал: его послов в Киеве не просто «пошлют».


Но Юрий с 1223 года сдавал всех Батыю, и когда за ним пришли «монголо-татары», то оказалось: за «московитов» вступиться некому. К Батыю присоединилась даже мордва, завоеванная накануне Юрием, поставившим в ее земле крепость Нижний Новгород. Батый 16 декабря 1237 года полностью уничтожил Рязань: нынешняя Рязань стоит в 50 км от старой и до 1778 года называлась Переяславлем-Рязанским. Сам Юрий из Владимира сбежал, и «монголо-татары» взяли город за семь-восемь дней, а 4 марта 1238 года Юрий был разбит отрядом темника Бурундая на реке Сити, где и погиб. В 1645 году Московская церковь объявила его «святым» — стране были нужны герои. Так появился святой князь Юрий, «убиенный язычниками».


Со смертью Юрия предательства не закончились. Эстафету принял его брат Ярослав Новгородский, который стал первым князем «дома Рюрика», признавшим себя вассалом Батыя. Погиб Юрий 4 марта, а 5 марта основное войско Батыя взяло после двух недель осады Торжок, но на Новгород почему-то не пошло. У российских историков есть три версии. Первая: у Батыя споткнулся конь, и он суеверно решил — это знак: на Новгород не ходи. Вторая: Торжок истощил силы Батыя, но это не помешало пойти на Смоленск и Чернигов, в 1240 году взять Киев, отправить часть войска домой и идти на Запад. Третья: Батый испугался весенней распутицы, но она не мешала 5 (12) апреля 1242 года немцам и эстонцам драться с новгородцами на Чудском озере, и никто не провалился под лед. Под лед немцы идут только в фильме у Сергея Эйзенштейна.


Но вот если Ярослав после 5 марта прибыл под Торжок и принес вассальную присягу Батыю, то становится понятно, почему тот не пошел на Новгород. Как и понятно, почему в 1239 году Ярослав напал на Смоленское княжество после ухода оттуда войск Батыя, и «освободители» забрали то и тех, кого не забрали захватчики. Данило Галицкий и Михаил Черниговский в это время создавали коалицию с венграми для борьбы с Батыем.


Ярослав нападением на Смоленскую землю доказал «монголо-татарам»: он — честный коллаборационист, за что получил ярлык на владение своим Новгородом и на Владимиро-Суздальское княжество как брат покойного Юрия. За боевые заслуги в 1243 году ханша-регентша Дюргене вызвала Ярослава в Каракорум и назначила старшим на Руси, что позволяло претендовать на Киев. Видимо, так и возникло понятие «старший брат». Тем временем Данило и Михаил по-прежнему «плели интриги» с венграми и поляками против «монголо-татар».


В августе 1246 года в Каракоруме, наконец, состоялся курултай, и великим ханом избрали тайного несторианина Гуюка, а Батый с войском ушел в оппозицию. По случаю избрания хана в Каракорум вызвали всех трех князей — Ярослава, Михаила и Данилу. Михаила убили сразу, формально — за нежелание исполнить очистительный обряд. Ярославу дали ярлык на всю Русь, но затем отравили на пиру у Дюргене. Данилу, который не просил ярлыка на великое княжение, отпустили в надежде, что он может быть полезен как союзник в войне с венграми и молдаванами. Московская церковь в XVII веке Ярослава канонизировала, как и Юрия, но не как святого, а как «благоверного князя».


Эстафету предательства от отца и дяди перенял Александр Невский, но в Золотой Орде началась война Гуюка с Батыем. Поэтому Александр со старшим братом Андреем в 1247-1249 годах кружили по Сибири и Средней Азии, предлагая себя то Батыю, то Гуюку, а когда тот умер — его вдове Огул-Каймыш. В 1249 году победитель Батый назначил Андрея великим князем Владимирским, а Александра — новгородским князем. В 1251 году курултай избрал ханом Мунке — друга Батыя. Александр в 1252 году поехал поздравить Мунке с избранием и сообщил: Андрей ворует, не всю дань отсылает тебе, если назначишь меня «старшим братом», то я буду отсылать больше. Мунке отправил за Андреем в Переяславль Залесский темника Неврюя, а Александр Невский показывал дорогу. Город разграбили, семью Андрея увели в Орду, но сам он сбежал в Швецию.


Мунке назначил Александра Невского великим князем Руси, и тот оправдал доверие великого хана — исправно платил дань и подавлял восстания. Умер Александр в 1263 году, возвращаясь из Орды, куда ездил за помощью против восставших.


Московская церковь в 1547 году объявила Александра Невского святым и борцом с игом: Иван Грозный шел в этот год брать Казань, и стране были нужны герои. Князей-героев наштамповали. В 2016 году патриарх Кирилл даже назначил Александра Невского небесным покровителем сухопутных войск РФ, но стране были нужны и герои из народа. Поэтому при Иване Грозном кто-то сочинил «Повесть о разорении Рязани Батыем». Так как автор неизвестен, то она считается народной. Ее сюжет: некий боярин Евпатий Коловрат поехал в Чернигов, то ли дань собирать, то ли помощи просить, вернулся — а Рязани уже нет. Коловрат собрал кого смог и погнался за Батыем. Догнал и почти перебил бы все его войско, но был расстрелян «монголо-татарами» из китайских камнеметных орудий. Вот такой герой из народа, предтеча 28 панфиловцев. Но историки еще в XIX веке определи жанр этой «Повести»: фэнтези.

 

Москве снова нужны герои. Поэтому повысили в чине Александра Невского и решили воскресить мифического Евпатия Коловрата, сняв о нем фильм, как о 29-м панфиловце. Путин 29 ноября, за день до премьеры фильма «Легенда о Коловрате», сделал ему рекламу и велел всем смотреть, ибо: «Впечатляет, за душу берет… И сама по себе идея хорошая». Правда, режиссеры И. Шурховецкий и Дж. Файзиев честно признают, что сняли полное фэнтези на тему истории. Но сняли с размахом: на заводе ЗИЛ построили самый большой в Европе съемочный павильон и сразу сделали пять языковых версий фильма: на английском, немецком, французском, испанском и монгольском, чтобы Европа знала, кто ее грудью закрыл. Заодно и заложить новый камень в фундамент московско-татарско-монгольской дружбы.


Но пока снимали, атмосфера стала портиться. Первыми ее испортили неоязычники, объявившие, что Коловрат — язычник, а не христианин, и РПЦ давала опровержения. Во-вторых, день премьеры фильма, 30 ноября, наложился на решение Госсовета Татарстана от 29 ноября о запрете под давлением Москвы преподавания татарского языка в школах республики. Татарский язык теперь можно преподавать только факультативно и только два часа в неделю. Почему татарский стал факультативом, а не русский или история с географией, ясно без объяснений. В ответ на запрет в Казани прошли пикеты, где был и мудрый плакат: «Не хотите учить татарский, начнете учить китайский».

© Централ Партнершип (2017)Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»
Кадр из фильма «Легенда о Коловрате»

Пикетчики правы: в китайской историографии нет монголо-татарского завоевания Руси и Сибири, а есть их китайское завоевание под руководством детей и внуков китайского поданного Чингисхана, который родился в китайской провинции Внутренняя Монголия и вроде как даже сидел в китайской тюрьме. Основой администрации и войска Батыя были тоже китайцы, которые и штурмовали города с помощью своих стенобитных машин. На этом основании китайцы с 1960-х и требуют вернуть территории до Урала, который вместе с Поволжьем они милостиво отдают угро-финнам подобно тому, как Москва сейчас отдает Венгрии украинское Закарпатье.


По этой причине версия «Легенды о Коловрате» на китайском языке не появится. В РФ фильм о том, как князья Юрий, Ярослав и Александр сдали Русь Батыю тоже не появится. Не только потому, что будет разрушением химерной «истории российской», но и потому, что объявленный Кремлем в 2014 году «разворот на Восток» похож на «восточный разворот» этой «святой» княжеской троицы. Какие святые, такое и воинство.