В последние годы Северная Корея претворяет в жизнь административные реформы, в результате которых размеры Пхеньяна сократились вдвое. Вместе с площадью уменьшилось и население столицы — теперь в ней живет всего два с половиной миллиона человек вместо прежних трех. Что потеряли те полмиллиона вместе с Пхеньянской пропиской?
Социальное обеспечение
В КНДР реализована система, при которой образование, медицина и некоторые другие сферы жизни полностью финансируются государством, то есть бесплатны для населения. Однако, когда в середине 90-х на страну обрушился голод, в полной мере этими благами смогли воспользоваться лишь три миллиона пхеньянцев. В эти годы только снабжение столицы оставалось на приемлемом уровне, и именно поэтому смертность от голода в Пхеньяне была самой низкой по всей стране.
Стоит уделить особое внимание электроэнергии. После того, как Советский Союз окончательно прекратил поддержку Северной Кореи, произошел застой и в данной отрасли. Перебои и ограничения в поставке электроэнергии стали нормой для большей части территории страны, но не для Пхеньяна. Разумеется, и в столице электропитание бесперебойно не везде, а лишь в небольшой части центра города, которую можно пройти за полчаса. Именно эту область и видят из окна остановившиеся в первоклассном отеле туристы.
Особое положение Пхеньяна проявляется во всем: телепрограмм в Пхеньяне больше, чем в остальных регионах, также жители города имеют право заходить в Интернет (впрочем, лишь на локальные адреса). Имея необходимые связи, можно даже отправиться в бар или бильярдную.
Cтрогая классовая система распределения
В Пхеньяне в районе Датун Цзян на улице Вэнь Сю Цзе находится родильный дом, построенный в 1980 году. Согласно северокорейскому журналу «КНДР сегодня», за год до окончания постройки лидер страны Ким Чен Ир пожелал, чтобы все внутренние коридоры здания были отделаны мрамором, а полы в то же время вымощены драгоценными камнями. Таким образом, на один только вестибюль родильного дома ушло более ста тонн природных камней.
Впрочем, родить ребенка в таком дворце у обычной женщины не выйдет даже при наличии прописки в Пхеньяне. Помимо этого, необходимо также иметь соответствующую «предысторию» или хотя бы быть знакомым с кем-то из работников данного заведения.
Все жилье в Северной Корее распределяется государством, а сам участок земли должен обязательно соответствовать строгим нормам госплана. В центре Пхеньяна есть два элитных высотных здания, которые были построены специально для актеров двух опер: «Цветочница» и «Сон в красном тереме». Заслуженные актеры в Корее занимают очень высокое общественное положение. Как только они удостаиваются почетного звания «народного деятеля искусства», они также получают в качестве вознаграждения машину.
Вообще, на улицах Пхеньяна все машины принадлежат представителям высшего класса: партийным руководителям, деятелям искусства, руководителям государственных предприятий, тем, кто особо отличился служением КНДР и партии. Что касается простого населения, то им не позволено покупать машины, даже если у них есть возможность сделать это.
Недостижимая «Пхеньянская мечта»
Лучшие вузы Северной Кореи сосредоточены в Пхеньяне, а подавляющее большинство абитуриентов, поступающих в данные учебные заведения, родились и выросли в столице. Что касается тех, кто вырос в других регионах страны, они имеют возможность поступить только в провинциальные университеты.
В КНДР достоинства и недостатки рабочего места определяются двумя ключевыми аспектами: находится ли организация, предоставляющая рабочие места, в Пхеньяне, и занимает ли она ведущие позиции во властных структурах государственного управления.
В этом аспекте, вновь ярко выражена ценность «пхеньянской прописки». Заканчивая столичные вузы, практически все выпускники, являющиеся «коренными пхеньянцами» (коренными жителями Пхеньяна), могут с уверенностью считать, что найдут работу в любой из желаемых сфер в своем родном городе. При этом, большинство «приезжих» выпускников вынуждены вернуться в провинцию по распределению.
Даже если вдруг человек решит сопротивляться распределению, надеясь остаться в столице, то всего его старания и надежды будут напрасны. В Северной Корее действуют строгие ограничения на перемещение граждан по стране. Если простой кореец захочет посетить Пхеньян, то ему необходимо пройти обязательную процедуру получения специального разрешения на въезд. Однако жителям Пхеньяна подобный документ для выезда за пределы столицы не нужен.
Для молодых людей «северокорейская мечта» на самом деле является «пхеньянской мечтой»
Теоретически, есть два способа достижения этой мечты. Первый — это выдающиеся успехи во время учебы. После успешного поступления в университет Пхеньяна, необходимо продемонстрировать безукоризненную политическую грамотность и каким-либо образом проявить себя. Однако все равно надо быть готовым к очень высокой конкуренции и к тому, что после окончания университета можно остаться на задворках.
Второй способ — старательно совершенствовать свои сильные стороны: войти в мир спорта или шоу-бизнеса для того, чтобы внести большой вклад в развитие своей страны. Например, добившись участия в Кубке Мира 2010 года, проходившего в ЮАР, члены северокорейской команды по футболу, не имеющие пхеньянской прописки, получили ее для себя и членов своей семьи в качестве вознаграждения.
Наиболее доступным способом сделать свою жизнь лучше является служба в армии. В Северной Корее количество военнослужащих в отношении к мирному населению является самым большим в мире. В самое тяжелое время государство способно поддерживать в нормальном состоянии более миллиона военнослужащих.
Однако даже если удалось получить прописку в Пхеньяне и хорошее рабочее место, из-за того, что существуют ограничения прав собственности, эту драгоценную прописку будет сложно передавать из поколения в поколение. Например, даже сейчас 500 тысяч человек были просто-напросто выселены из Пхеньяна.