Летом я обязательно бываю на островах Греции. Но для наблюдения за политической обстановкой в стране нужно приезжать в Афины. В последний раз я побывал в греческой столице в 2014 году, в те дни, когда премьер-министр Алексис Ципрас еще только избирался. По случаю начавшегося минувшим днем визита президента Тайипа Эрдогана в Грецию я отчасти получил возможность увидеть, что изменилось за прошедшие с тех пор три года.
Но, к сожалению, я должен сказать, что у меня не сложилось превосходного впечатления. Экономическая ситуация все еще очень плохая. Число бездомных людей на улицах заметно возросло. Беженцы, которые на каждом шагу просят милостыню, еще более омрачают картину. Не говоря уже о ежедневных акциях анархистских групп, которые всегда в этой стране находят поддержку…
Одним словом, Ципрас, который пришел к власти на волне левых взглядов и надеялся на помощь ЕС по примеру хватающегося за соломинку утопающего, и греческий народ не получили то, что хотели.
Заявления, которые Эрдоган сделал для греческой прессы непосредственно перед тем, как ступить на землю этой страны, очень четко показывают минимальные условия диалога и сотрудничества. Первое из них — пересмотр некоторых положений Лозаннского договора, которые постоянно порождают кризис и препятствуют конкретному сотрудничеству.
Это касается прежде всего таких тем, как до сих пор не признанные права проживающих в стране турок и «справедливое использование» Эгейского моря. Конечно, как подчеркнул президент, жизненно важно также положить конец качеству тех стран, которые стали стороной соглашения извне.
А второе условие связано с тем, что сразу после госпереворота 15 июля Греция практически «распахнула объятия» укрывшимся на ее территории путчистам и членам террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen).
Ни одно из этих объявленных турецкой стороной обязательных требований не невыполнимо для правительства Ципраса. Особенно если учесть давление ЕС и его институтов, а также таких управляющих союзом стран, как Германия, становится более понятно, насколько разумна предложенная Анкарой почва для построения равноправного диалога.
Более того, темы, которые Эрдоган открыл для обсуждения, не противоречат миропониманию и точке зрения левого политика Ципраса. А попавший в объективы камер спор президента Эрдогана с его греческим коллегой Прокописом Павлопулосом (Prokopis Pavlopulos) — достаточно напряженный, но не менее искренний — на мой взгляд, является показателем того, что решение придет быстрее, чем ожидается.
Ведь лидеры, которые до настоящего времени не осмеливались выходить за рамки клише, не занимались ничем, кроме показной перепасовки мяча на узком дипломатическом поле.
Поэтому я рад этой атмосфере, хотя некоторые поспешили назвать ее «кризисом». Никакое продвижение вперед не может быть хуже нынешнего состояния.
Надеюсь, лидеры сохранят искренность и откровенность, возникшую с первого момента этих контактов… Они обо всем открыто скажут перед камерами, глядя друг другу в глаза… И невзирая на националистические бредни и клише, не приводящих ни к чему, кроме кризиса, продемонстрируют волю установить мир и сотрудничество, по которым так истосковались братские народы на двух берегах Эгейского моря.
С надеждой на то, что завтра в этой колонке мы сообщим о конкретных сделанных положительных шагах.