Если бы не изгибы замерзших рек на этой неплодородной земле тундры, то пейзаж на Ямале можно было бы назвать воплощением монотонности. Полуостров выглядит почти безлюдным, но в 2 500 километрах к северо-востоку от Москвы картина резко меняется.
Только в порту Сабетта в последние годы задействованы сотни рабочих, которых на вертолетах доставляют с материка — если суровые погодные условия позволяют приземление. Теперь они завершили свой труд. Под руководством частного российского газового концерна «Новатэк» проект по производству сжиженного газа «Ямал СПГ» ввел в строй свою первую из трех производственных линий.
В пятницу сжиженный природный газ (СПГ) был погружен на первый ледокол. Теперь на мировой рынок будет поставляться 5,5 миллионов тонн СПГ в год. По Северному морскому пути, где зимой толщина льда превышает два метра, газ будут перевозить в Азию.
Исторический шаг
Для глобальной добычи газа это выдающееся событие. «Новатэк» стал первым в мире предприятием, построившим терминал для СПГ севернее полярного круга, где зимой температура воздуха опускается ниже 50 градусов. США до сих пор не реализовали аналогичный проект на Аляске, хотя, в отличие от русских, они не страдают от санкций.
К тому же, впервые частный конкурент противостоит государственному газовому гиганту Газпром. Пока это соревнование ограничивается сжиженным газом, однако «Новатэк» уже сломал здесь экспортную монополию Газпрома. Это похоже на смену парадигм в российском газовом бизнесе.
Газпром проспал глобальный поворот в сторону сжиженного газа и практически полностью ограничился экспортом газа по трубопроводам, что вызвало критику даже со стороны главы государства Владимира Путина. Предприятие по производству СПГ было открыто лишь в 2009 году на острове Сахалин в Тихом океане. Там ежегодно производится 10,8 миллионов тон сжиженного природного газа.
Расходы на строительство не превышены
Однако другие проекты по производству СПГ Газпром постоянно отодвигал, к тому же, обесценивание рубля за прошедшие годы привело к значительному удорожанию строительства таких производственных комплексов.
По сравнению с Газпромом «Новатэк» показал себя более честолюбивым. Это в первую очередь заслуга умного предпринимателя и главы концерна Леонида Михельсона, которому удалось не только точно в срок начать производство СПГ, но и не превысить запланированные капитальные затраты, вопреки обычной в этой отрасли практике.
Total тоже активно участвует
Михельсон рано понял, что должен делать ставку не только на европейцев, но и на Китай. Его нефтехимический концерн «Сибур» уже тесно сотрудничает с Поднебесной, после того как китайский энергетический концерн Sinopec стал акционером его концерна.
В проекте «Ямал СПГ» — похожая картина. И здесь Михельсон пригласил китайцев войти в долю: энергетический концерн CNPC владеет 20% долей, фонд Silk Road, который также внес свой вклад в финансирование, — 9,9%. Остаток принадлежит французскому энергетическому концерну Total.
Тем временем Михельсон работает уже над вторым энергетическим проектом по производству сжиженного газа под названием «Арктика СПГ — 2». В пятницу Михельсон заявил, что «Арктика СПГ — 2» должен стартовать в 2023 году и будет поставлять на рынок 18 миллионов тонн сжиженного газа.
Это больше того, что когда-нибудь сможет производить «Ямал СПГ». После ввода в строй в 2019 году всех трех производственных линий на мировой рынок по морю будут поставляться 16,5 миллионов тонн СПГ. Запланирована и четвертая линия, которая, как заявил в пятницу Путин, с учетом антироссийских санкций будет строиться с использованием исключительно отечественных технологий.
Налоговые льготы для производителей
Для глобального рынка сжиженного газа предложение России весьма незначительно. Согласно статистике Международного газового союза, производственная мощность СПГ в мире достигла в прошлом году 336 миллионов тонн. Если «Новатэк» через семь-восемь лет введет в строй все свои проекты, то Россия, включая сахалинское производство Газпрома, могла бы поставлять 45 миллионов тонн.
С таким объемом производства России все равно еще очень далеко до Катара, глобального лидера рынка. Но как игрока на мировом рынке Россию уже следует принимать всерьез. Настойчивость, с которой «Новатэк» продвигает свои планы, объясняется также желанием России выдержать конкуренцию со все новыми производителями СПГ: в последнее время это прежде всего США и Австралия, но также и Африка. Здесь российское государство идет на такие шаги, как налоговые льготы.
Никакой внутрироссийской конкуренции
Именно США считаются противником России. Ведь, в конечном счете, они хотят сократить долю Газпрома на рынке в Европе с помощью экспорта своего СПГ, для чего законом о санкциях пытаются предотвратить строительство балтийского газопровода «Северный поток».
И все же прямую конкурентную борьбу в Европе против главного американского экспортера Cheniere Газпрому пока приходится вести в одиночку. «Новатэк» со своим проектом «Ямал СПГ» пока — по желанию Кремля — не нацелен на европейский рынок, чтобы не создавать там трудности для Газпрома еще и с российской стороны.