Когда я была на приеме в посольстве Финляндии в честь юбилея независимости, мой телефон завибрировал. Это были новости. Путин подтвердил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента.
Я отправилась домой в такси, мимо меня проносились рекламные щиты Ленинского, а я между тем успела набросать в телефоне короткий анализ. Это было прямо как анализировать остатки вчерашней каши, найденные в холодильнике на следующее утро.
Еще шесть лет с Путиным. Тогда он в общей сложности пробудет президентом или премьер-министром России 24 года. Все знали, что он будет баллотироваться. В том, что он объявил об этом среди рабочих завода, скандирующих «ГАЗ — за вас», конечно, есть невольный комизм, но это было так утомительно предсказуемо, что не выходит даже натянутой улыбки. ГАЗ — автомобилестроительный завод в Нижнем Новгороде, где производят в том числе и легкие грузовики «Газель», очень популярные в России.
Я вспомнила Любовь и Алексея, которые борются с тяготами, выстраивая свою жизнь на острове Юршинский на Волге. Подумала об Олесе и Александре из-под Рыбинска и об их культурном подвиге: они собирают и восстанавливают старинные русские избы. Вы можете прочитать о них в газете: вот русские люди, предприимчивые, полные воодушевления, стремящиеся жить собственной жизнью в своей стране.
Многие в России по-прежнему поддерживают Путина — это факт. Об этом не стоит заблуждаться. Целую толпу избирателей привлекает именно то, что он предлагает, — пустое бряцание патриотизма, сосредоточенного на антураже и эмоциях, и соблазнительное чувство, что Россия наконец-то реабилитирована. Путинская государственная идеология превозносит великое прошлое без малейшего намека на переосмысление.
Значительная группа избирателей не считает нормальной ситуацию, когда ради интересов государства приходится конфликтовать почти со всеми соседями. И есть русские, которые любят свою страну без всяких оговорок (не чувствуют себя обиженными внешним миром) и действительно хотят жить здесь, а не в Лондоне, как путинские друзья-миллионеры.
У жителей волжского острова Юршинский нет постоянного сообщения с материком целое зимнее полугодие, и службы уборки мусора там тоже нет. Любовь и Алексей из моего репортажа сортируют мусор, часть отправляя в компост, а часть — на сжигание. Остатки хранятся до тех пор, пока не установится лед и не появится возможность увезти их на большую землю. Любовь и Алексей следят за садом, строят мастерскую и воспитывают детей. Они все еще уверены, что однажды сумеют убедить других жителей деревни совместными усилиями построить дорогу.
Они — герои России. Но как бы сильны они ни были, им нужна поддержка общества.
Маловероятно, что они получат ее в ближайшие путинские шесть лет.
Комментарии читателей:
«„Они — герои России". Откуда вы знаете? Может, они голосуют за Путина и поддерживают аннексию Крыма, как и большинство русских. Анне-Лене надо было их спросить».
«И все так же, как и всегда в России. Рабочие работают всю свою недолгую жизнь, а высший класс становится все богаче. Вне зависимости от системы, будь то коммунизм или что угодно, в стране правит клептократия».
«Путин — это не Россия, но политические решения России — это Путин. Как и во всех диктатурах».