Сегодня в Вашингтоне наибольший интерес вызывает то расследование, которое проводит Роберт Мюллер по делу о России и предвыборном штабе Трампа. Такая маниакальная одержимость расследованиями, которая сопровождается сложными конспирологическими теориями, имеет пагубные последствия как для внутренней, так и для внешней политики.
В последних сообщениях на эту тему утверждается, что бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн обещал «порвать» санкции против России в обмен на встречные услуги со стороны Москвы. Это вызвало очень серьезные вопросы, на которые невозможно просто так махнуть рукой, назвав их «фейковыми новостями».
Однако, несмотря на очень серьезную обеспокоенность по поводу этих атак на американскую демократию, расследование Мюллера затмило собой чрезвычайно важную политическую дилемму, заключающуюся в том, как нам строить отношения с Россией в этот очень непростой и очень опасный геополитический момент.
Начать следует с признания некоторых основополагающих фактов. Во многих отношениях Москва находится в состоянии войны с нами. Это не традиционная война с боями и сражениями, а скорее ограниченная политическая война, в которой главную роль играют разведка и диверсии. Но из-за утверждений о сговоре штаба Трампа с Россией наш президент сегодня в политическом плане оказался загнанным в угол и не может предпринимать никаких действий. Если он начнет действовать, его обязательно проклянут. Но за бездействие его проклянут тоже.
Бездействие это не выход. Пришло время по примеру Рейгана занять принципиальную позицию в отношении России. Следует применить старый рейгановский прием «Доверяй, но проверяй». В соответствии с этим подходом мы должны идти двумя разными путями: сдерживания и сотрудничества.
Сдерживание присутствует в нашей политике, и его следует усиливать. Большинство людей согласны с тем, что Россия должна, говоря словами сенатора Джона Маккейна, «заплатить цену» за вмешательство в выборы 2016 года. Однако при этом нельзя приносить в жертву все имеющиеся у нас возможности. Недавно американский конгресс утвердил новый пакет санкций, и они вкупе с режимом международных санкций, введенных после аннексии Крыма, составили целый набор ограничений, наложенных на отношения с Россией, из-за чего нам трудно действовать на других фронтах.
В любых действиях должно присутствовать понимание того, с кем мы имеем дело. Путин стал своего рода волшебником, хотя он возглавляет клептократию и руководит экономикой, находящейся в упадке. Тем не менее, ему каким-то чудесным образом удается преодолевать санкции без особых внутренних потрясений. Более того, он одну за другой одерживает дипломатические победы по всему миру, начиная с Ближнего Востока и Азии, и кончая Латинской Америкой. Однако аналитик, специалист по России и профессор Пражского института международных отношений Марк Галеотти (Mark Galeotti) считает, что Америка вместо неуклюжего барахтанья должна продемонстрировать «холодное недовольство» российским вмешательством в выборы. Это значит, что нам не следует чрезмерно реагировать на кажущиеся преимущества и сильные стороны Путина.
Давая этой осенью интервью внешнеполитической программе Altamar, которую я веду совместно с журналисткой Муни Дженсен (Muni Jensen), Галеотти отметил, что Путин далеко не доминирующий игрок, поскольку победа Дональда Трампа на выборах 2016 года практически ничего ему не дала.
«Мы должны осознать, что Путин не какой-то там шахматный гроссмейстер, продумывающий свою партию на шесть ходов вперед, — заявил Галеотти. — Для него президентство Трампа стало худшим кошмаром. Американский президент, который в мгновение ока меняет политический курс из-за того, что ему что-то померещилось на Fox News, который не видит необходимости заранее сигнализировать об изменениях в политике, и который почти всегда готов к применению силы, это далеко не лучший вариант».
Эти доводы снова дали о себе знать на этой неделе, когда Международный олимпийский комитет отстранил Россию от участия в зимних Олимпийских играх, обнаружив, что ее спортсмены систематически употребляют допинг при попустительстве государства. Этот унизительный эпизод стал одним из многих событий, нанесших удар по Владимиру Путину и давших результат, прямо противоположный тому, чего он хотел добиться.
Поэтому, хотя Россия провела эффективную атаку на наш демократический процесс, мы не должны забывать о том, что на карту поставлены более важные интересы. Иными словами, нельзя отказываться от санкций, ясности, а также политики сдерживания и сотрудничества со второй в мире ядерной сверхдержавой. Россию нельзя просто так отодвинуть в сторону, даже если ее действия вызывают недовольство, раздражение, и создают определенную угрозу.
Приоритетом должны стать переговоры по вопросам разоружения. The Washington Post недавно написала о растущей обеспокоенности в рядах специалистов по контролю вооружений тем стремительным ухудшением российско-американских отношений, которое создает трещины в механизме контроля вооружений и нераспространения.
«Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Москвой увеличивает риск развала той архитектуры контроля вооружений и ядерного разоружения, которая была построена Бушем, Рейганом и Обамой, — говорит исполнительный директор Ассоциации по контролю вооружений Дэрил Кимболл. — Мы не должны, как иногда говорят, „выкалывать себе глаз, чтобы у тещи был зять кривой", лишь из-за того, что недовольны действиями России».
Кроме контроля вооружений, взаимодействие с Россией на Ближнем Востоке является еще одной важнейшей сферой сотрудничества. Трамп практически отрекся от участия США в делах этого региона, переложив всю ответственность на Израиль и Саудовскую Аравию. Когда в Сочи состоялась встреча, участники которой решали будущую судьбу Сирии, Вашингтону не досталось даже места за столом переговоров. Это плохая политика, которая не соответствует интересам национальной безопасности США. Мы должны получить от русских гораздо больше в борьбе против исламского экстремизма и ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. пер.), поскольку в настоящее время ее действия весьма неубедительны. Однако этого не произойдет, пока русские не подтолкнут к сотрудничеству Иран.
Отношения с Россией нужно строить по двум параллельным направлениям. Что касается сотрудничества, нам с Россией необходимо внимательно и осторожно сформировать упреждающую и конструктивную повестку. Это даст нам возможность успешно работать по таким базовым вопросам, как национальная безопасность, нераспространение и стабильность в регионах, представляющих взаимный интерес.
Вторым направлением должна стать нулевая терпимость. Мы обязаны ясно, четко и последовательно указывать, где находятся пределы наших взаимоотношений. Мы должны подкрепить свои обязательства перед союзниками по НАТО в Прибалтике и юго-восточной Европе. Мы должны требовать, чтобы Россия положила конец своим хакерским атакам, осуществляемым при попустительстве и содействии государства. Мы также должны разоблачать факты российского вмешательства. России нельзя позволять сохранять статус-кво в оккупированных районах восточной Украины. (Здесь весьма уместно недавнее высказывание министра обороны Мэттиса о поставках оружия на Украину.) Нам также нельзя позволять, чтобы Россия расширяла свое влияние на Ближнем Востоке, выводя его за пределы Сирии. Кроме того, нам следует совершенствовать возможности нашей военной разведки.
В той политической атмосфере, которая сегодня сложилась в Вашингтоне, большинство людей отрицательно отнесется к любому предположению о налаживании отношений с Россией. Но это не пойдет нам на пользу. Хотя претензии к Москве из-за ее поведения вполне обоснованы и законны, не в наших интересах продолжать закрывать глаза на тот факт, что мир будет безопасным лишь в том случае, если США и Россия смогут конструктивно сотрудничать.