Когда в 1977 году вышел первый фильм саги, он носил название «Звездные войны». Позднее был добавлен подзаголовок «Новая надежда», а с ним и подспудное указание на то, о чем идет речь в фильме. Эпопея «Звездные войны» исследует множество идей, но к одной из них она продолжает возвращаться с завидной регулярностью — я имею в виду образ надежды. Откуда она берется? Зачем? И когда кажется, что во мраке исчез последний проблеск надежды, стоит ли вообще двигаться дальше?
На протяжении десятилетий каждый новый эпизод «Звездных войн» поднимал эти вопросы, переходя от надежды к отчаянию и обратно, в то время как между Темными силами, полагающимися на свою огромную мощь, и разрозненной кучкой мятежников, которые осмеливаются думать, что жизнь каждого имеет значение, разворачивалась в основе своей нравственная политическая борьба. И вот, спустя 40 лет после запуска киноэпопеи, восьмой эпизод «Звездных войн» под названием «Последние джедаи» возвращает эту базовую установку и делает это с таким мастерством, что не только напоминает нам лучшие эпизоды начала саги, но и занимает достойное место в их ряду.
В «Последних джедаях» мы наблюдаем эволюцию героев «Пробуждения силы»
Я не хочу испортить ваше впечатление от просмотра фильма. Вы тоже этого не хотите.
Поэтому позвольте мне просто сказать(cерьезно, если вы правда не хотите услышать здесь вообще никаких спойлеров, даже базовых указаний на место событий, просто поверьте мне на слово и идите смотреть фильм)… что эпизод «Последние джедаи» является более или менее точным продолжением тех событий, которыми заканчивается «Пробуждение силы», когда зловещий Первый Орден готов нанести ответный удар против сил Сопротивления в ответ на уничтожение своего супероружия — базы Старкиллер. Повстанческую армию по-прежнему возглавляет генерал Лея Органа (это было последнее появление в «Звездных войнах» ныне покойной Кэрри Фишер). Искусный пилот Сопротивления По Дэмерон (Оскар Исаак) — со своим приятелем-дроидом ВВ-8 — совершает контратаку и в ходе этой миссии ненадолго выходит из под контроля, между тем как Финн (Джон Бойега) залечивает раны, нанесенные ему наследником Дарта Вейдера Кайло Реном (в исполнении Адама Драйвера, который продолжает превосходить самого себя).
Между тем на далекой планете Эч-То Рэй (Дэйзи Ридли), которая теперь знает о своей восприимчивости к Силе, находит Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) и вручает ему его световой меч.
Эпизод «Последние джедаи» рассказывает о том, как бойцы Сопротивления изо всех сил пытаются выжить, проходя через с каждым разом все более болезненные потрясения, к тому же положение мятежников усугубляется новообретенной способностью Первого Ордена отслеживать их силы с помощью гиперпространственных скачков. Поняв это, Финн и инженер корабля Роуз (фантастическая Келли Мари Трэн) в поисках помощи отправляются на новую планету. Между тем, хотя Рэй и Кайло Рен находятся далеко друг от друга, они, похоже, испытывают духовную связь, которая позволяет предположить, что ответы на некоторые вопросы о них самих и друг о друге могут быть найдены там, где их никто не ожидает.
«Последние джедаи» не просто один из фильмов саги — это качественный фильм сам по себе
Сила предыдущего эпизода эпопеи, вышедшего в 2015 году, заключалась в добросовестном восстановлении основ, нарушенных более ранними фильмами «Звездных войн», что в результате не могло не порадовать поклонников, опасавшихся, что новая трилогия повторит ошибки трилогии «приквела» Джорджа Лукаса. «Пробуждение силы» успокоило страхи, напомнило зрителям, чем в первую очередь покоряет эта сага, и представила более разнообразный набор персонажей, который вернул всей киноэпопее свежесть и увлекательность.
И все же, если «Пробуждение силы» было большой вариацией на тему, то «Последние джедаи» — это полноценная часть данной симфонии. В этом фильме есть кадры, вселяющие страх и приводящие в восторг, и существа, которые, кажется, возникли из полузабытых детских снов. И хотя в определенный момент фильм ненадолго сбавляет темп, третий акт, таящий в себе неожиданное продолжение, возвращает все на свои места, и кажется, будто маэстро дирижирует концертом, размером с космос.
Во время просмотра этой картины катарсис вам обеспечен, собственно для этого и создаются фильмы «Звездных войн»: они заставляют нас ликовать, когда на экране появляются наши любимые персонажи, и щекочут нервы, когда мы следим за погонями, смотрим романтические сцены, когда перед нами открываются захватывающие дух картины, происходят взрывы и битвы на легендарных мечах. (В этом эпизоде мы становимся свидетелями одного из самых совершенных поединков со световыми мечами во всей киноэпопее). Но написанный и поставленный режиссером Райаном Джонсоном эпизод «Последние джедаи» не просто создает впечатление хорошо сделанного фильма из серии «Звездные войны» — он создает впечатление качественного кино, в котором в дополнение к зрелищности уделяется большое внимание отношениям между героями и тому, как они общаются друг с другом,
Отчасти это обусловлено тем, что в «Пробуждении силы» создатели уже взяли на себя труд ввести (или в некоторых случаях повторно представить нам) этих персонажей, а значит, Джонсону не нужно было начинать с нуля. Однако одна из сильных сторон Джонсона как сценариста и режиссера заключается в том, что он всегда наделяет своих персонажей, живущих в аналогичных жанрах, человечностью и интеллектом; они определенно персонажи, но и люди тоже. Он знает, как заставить нас сопереживать им.
А это значит, что такой персонаж, как неудачник генерал Хакс (неотразимый грустный чувак в исполнении Доммалла Глисона), обреченный на свое вечное противостояние с Кайло Реном за господство и внимание Верховного лидера Сноука (Энди Серкис), оказывается не только объектом многочисленных насмешек — есть в нем и что-то от никому не нужной комнатной собачки, и к нашему чувству презрения примешивается жалость.
Это значит, что у нас есть такая героиня, как Роуз, которая весьма правдоподобно спотыкается при первой встрече с героем Сопротивления Финном, но вскоре демонстрирует свое мастерство и мужественный характер. Это значит, что Люк перестает быть просто ожидающим своего часа героем-затворником, он признает сжигающую его изнутри борьбу и то, как она влияет на его взаимодействие с миром и с Рей.
Благодаря озорному юмору Джонсона фильм полон шуток — лучшие из них в частности явно намекают на разные теории поклонников, возникшие после выхода «Пробуждения силы» — а также отсылок к другим фильмам саги, в нем есть и поистине замечательный зверинец, который не ограничивается всеми любимыми поргами, списанными с тупиков. Все это придает определенную долю теплоты и юмора истории, которая по сути затрагивает очень серьезные вопросы.
Однако самое интересное заключается в тесных отношениях, которые завязываются между персонажами, и в том, как эти связи выявляют истинную сущность каждого из них. Когда один герой утверждает, что единственный способ жить свободно это не присоединяться к другим, перед нами квинтэссенция плохого парня: фильмы «Звездных войн» завещают нам мысль о том, что никто, даже мастер-джедай, не способен бороться в одиночку и при этом оставаться в живых.
Данный эпизод также является глубоко политическим фильмом, но не в том смысле, что «он необходим нам прямо сейчас» и отвечает потребностям «текущего момента» — к такой мифической и вневременной саге, какой являются «Звездные войны», подобное толкование вообще не приложимо. Однако «Звездные войны» по сути своей цикличны: это повествование о поколениях и истории, а также о способах, которыми в одном поколении войны можно выиграть, а в следующем проиграть, если не хранить память о прошлом. Эта история является нам в фильмах, но это также история самих фильмов и тех людей, которые все свое детство и юность следили за развитием киноэпопеи, а теперь растят новых зрителей для новых фильмов о «Звездных войнах». И не будет спойлером сказать, что поколенческая природа этого повествования упоминается в «Последних джедаях» несколько раз.
Поскольку фильмы являются частью нашего мира в той же степени, в какой они входят в мир художественный, вполне естественно, что в них говорится о больших и важных идеях, которые оказываются в центре политических вопросов в любую эпоху. Один из главных таких вопросов состоит в том, является ли власть в корне развращающей силой или она может служить добру и кто должен взять ее в свои руки.
Во вселенной «Звездных войн» власть (часто воплощенная в способности контролировать Силу) действительно предстает сильнейшим соблазном, которого, стоит вам познать вкус власти, крайне трудно избежать. Именно это определяет гнусный характер ордена Ситхов, правда это напряжение не обходит стороной и героических джедаев.
В «Последних джедаях» факторами, определяющими то, каким образом будет предоставляться и распределяться власть, являются понимание истории и, самое главное, связь с этой историей через окружающих вас людей. Я воздержусь от дальнейших объяснений, чтобы избежать спойлеров, скажу только, что в нескольких ключевых сценах персонажам приходится выбирать между правильным путем и отделением от своего прошлого и от других. Выбор ясен, и финальные кадры довольно проникновенно об этом говорят.
Здесь нет ничего нового: «Звездные войны» всегда были космической оперой о семье. Но в данном эпизоде эта мысль звучит очень искренне, а под занавес утомительного года она несет с собой чувство какого-то особенно глубокого облегчения и даже радости.
Наблюдая за перипетиями, в которые вовлечены героические, сложные персонажи — темнокожие, азиаты и латиноамериканцы — мы можем представить себе будущее, в котором стоит жить. Рассказ о том, что одна из героинь «предпочла выступить в защиту света, нежели предстать героем в чужих глазах», является напоминанием о том, как правильно пользоваться властью, эта мысль сегодня звучит особенно правдивой и актуальной.
Я не провела свою юность в компании «Звездных войн» и в общем была далека от поп-культуры. Я посмотрела фильмы, когда уже была взрослой, и, хотя они мне всегда нравились, я никогда не ощущала с ними той особенной связи, которую чувствуют многие люди; чего бы они ни пытались мне дать, я никогда не находила для них места в своем сердце. Я шла на «Последних джедаев» с большими ожиданиями: фильм делали талантливые люди, но в моих планах было просто хорошо провести время. Между тем я покинула зрительный зал, находясь во власти самых разных чувств, и среди них маячило что-то вроде надежды, неуловимое нечто с перьями (хотя надежда, внесу ясность, это не порг).
Я чувствовала себя на пороге чего-то нового и верила не только в то, что все сказанное в фильме правда — что даже небольшая группа людей, имеющих цель, убеждения и добрую правдивую историю, способна отстаивать свое право на существование перед лицом зла — но и в то, что это высказывание придает кино особую власть.
«Звездные войны» с нами уже на протяжении четырех десятилетий, и все это время они рассказывают нам ту самую важную историю в ошеломляющем и захватывающем формате. Остроумно, искусно и с любовью последний эпизод саги принимает эстафету и несет ее для нового поколения.
«Звездные войны: Последние джедаи» в кинотеатрах с 15 декабря.