Российское военное вмешательство в Сирии с 2015 года не является первым в своем роде в восточном Средиземноморье. Этот регион был свидетелем похожих российских интервенций в течение двух столетий.
Начало XVIII века знаменует собой закат Османской империи. В это же время начинается подъем Российской империи. Англия поощряла усиление царской России, чтобы использовать ее в своей игре против персов и османов.
Действительно, история российских вмешательств насчитывает 11 войн с османами и три войны с персами, большинство из которых завершались победой России и тем, что османский султан или персидский шах теряли власть над некоторыми своими территориями.
Русский историк Василий Ключевский (1841 — 1911) писал в своей книге «Императрица Екатерина II», что годы правления Екатерины II, пришедшей к власти в 1762 году, были «золотым веком» Российской империи. Тогда Россия участвовала в нескольких войнах, в первую очередь это шестая русско-турецкая война (1768 — 1774) и российская военная кампания в восточном Средиземноморье (1772 — 1774).
Шестая русско-турецкая война имела решающее значение в истории международных конфликтов. Российская победа в этой войне подтвердила ее статус страны как великой державы, а поражение османов стало началом конца султаната: именно с того времени появились выражения «больной человек Европы» и «восточный вопрос».
В ходе тех войн Россия уничтожила османский флот и захватила всю Украину, Крым и северо-западную часть Кавказа и гарантировала себе свободу судоходства в Черном море, которое до этого было османским озером, помимо свободы судоходства в османских проливах.
Россия также добилась успехов в отношении православных подданных Османской империи, что в свою очередь позволило ей вмешаться в Палестину под религиозным предлогом. Если бы не дипломатическое вмешательство европейских государств, которое было направлено на то, чтобы остановить российское продвижение и упадок Османской империи, Россия добилась бы большего.
В этой войне Российская империя открыла новый фронт, начав военную кампанию против османских владений в восточном Средиземноморье, после переписки между Москвой и восставшими местными правителями, в первую очередь с Али-беем Аль-Кабиром в Египте, Захиром Аль-Умаром в Палестине и Насифом Аль-Нассаром на юге Ливана.
Россия решила отправить военные корабли к восточной части Средиземного моря для поддержки своих союзников. Корабли прибыли туда в 1772 году в координации с Великобританией, которая поддерживала расширение российского влияния в регионе, поскольку при этом свои позиции теряли османы и французы. Однако британские морские силы бездействовали, наблюдая за тем, что делает российский флот в Средиземном море.
Россия надеялась в первую очередь вторгнуться в Египет, чтобы поддержать Али-Бея, мамлюка из Грузии (1727 — 1773), который правил Египтом в период между 1768 и 1772 годами, а также Хиджазом и частью Шама (Большая Сирия). Воспользовавшись войной между османами и Россией, он объявил о своей независимости от султаната в 1768 году, а затем в июне 1770 года отправил войска во главе с Мухаммад-беем Абу Аль-Дахабом в Хиджаз. Ещё одно войско он послал в Шам, поскольку дамасский правитель предоставил убежище мамлюкам, выступавшим против новых властей Египта.
Мухаммад-бей Абу Аль-Дахаб одержал победу, сумев захватить Газу и Рамаллу, и когда его войска достигли Иерусалима, местный правитель, судьи и другие сановники приветствовали их прибытие, не оказывая сопротивления. Город Яффа был захвачен после двухмесячной осады. После этих событий к египетским войскам присоединились силы Захира Аль-Умара и Насифа Аль-Нассара и вошли в город Сайда, а затем направились к Дамаску, где встретились с тремя союзниками османской армии. Мухаммад-бей Абу Аль-Дахаб одержал над ними победу и 6 июня 1771 года вошёл в Дамаск.
Однако османы установили контакт с Абу Аль-Дахабом и сумели убедить его уйти из Шама, а затем из Хиджаза в обмен на власть над Египтом. В результате, в 1772 году Абу Аль-Дахаб прибыл в Каир, где сразился с войском Али-Бея Аль-Кабира и изгнал его из Египта. Последний бежал к своим союзникам в Шаме.
Тем временем российский флот добрался до берегов восточного Средиземноморья, и было решено сосредоточиться на битвах в османских владениях в Шаме.
Насиф Аль-Нассар, правитель юга Ливана
Британский историк Стефан Винтер написал в своей книге «Шииты Ливана в османский период 1516 — 1788», что Насиф Аль-Нассар контролировал регион Джебель-Амель (нынешний юг Ливана). Он являлся потомком самых могущественных шиитских семей в регионе и добился экономической стабильности за счет экспорта хлопка и окрашенных тканей на европейские рынки.
Аль-Нассар стал у власти в Джебель-Амеле в 1749 году с согласия османов, предоставивших шиитскому региону нечто вроде автономии. В период между 1750 и 1768 годами между ним и правителем северной Палестины Захиром Аль-Умаром имели место регулярные военные рейды, до того как они заключили союз против османских ставленников Сайды и Дамаска.
С тех пор Захир Аль-Умар защищал шиитов Южного Ливана от османов, а немного позже войско Аль-Нассара стало сражаться бок о бок с войском Захир Аль-Умара, египетской армией, а потом и с российским флотом.
Захир Аль-Умар, правитель северной Палестины
О Захире Аль-Умаре мы можем прочесть в книге Карла Саббаха «Палестина: история потерянной нации». Как пишет историк, он взял на себя управление городом Сайда после своего отца в 1706 году, а затем стал контролировать османские санджаки один за другим. Хотя в книгах по истории он упоминается как правитель северной Палестины, фактически он также распространил свою власть на все палестинские земли включая Газу, на побережье Ливана и Сирии, в том числе Дамаск и регион Джебель-Амель на юге Ливана.
В 1730 году он также захватил Тверию, в 1745 году Сайду, годом позже Акку. В начале семидесятых годов XVIII века Захир Аль-Умар нанёс поражение правителям Дамаска, Алеппо и Триполи.
В 1772 году, после того как был свергнут в Каире, Али-Бей Аль-Кабир со своей армией прибыл в Дамаск и присоединился к войску Захира Аль-Умара.
Прибытие российского флота в Сирию
В октябре 1772 года, в то время когда российский флот достиг восточного побережья Средиземного моря, Захир Аль-Умар и его союзники захватили Бейрут, одержав победу над Юсефом Аль-Шихабом и родом Джумблат, правившими горными территориями Ливана и союзниками Ахмед-паши Джеззара. Джеззар был новым ставленником османов в Бейруте и прибыл туда из Каира с большими силами.
В книге ливанского эмира Хайдара ибн Ахмеда Аль-Шихаби мы можем прочесть о том, что между Захиром Аль-Умаром и «аль-маскуб» (арабы называли так русских в то время) существовали договоренности. Правившая в тот период Екатерина II приказала адмиралам российских кораблей в Средиземном море оказать помощь Захиру Аль-Умару. Так, Бейрут был осажден с суши и с моря, осада продолжалась около четырех месяцев. В результате Джеззар и его союзники оказались в сложном положении, жители страдали от сильного голода, что вынудило их съесть всех лошадей и скот.
Пока российские силы контролировали Бейрут, а войско Захир Аль-Умара горную часть Ливана, два рода Аш-Шихаби и Джумблат решили встать на сторону Аль-Умара и Ан-Нассара. Так, Юсеф Аль-Шихаб получил значительную поддержку в декабре 1773 года во время битвы в долине Бекаа против османского ставленника Усмана Аль-Азма.
После того, как российская армия закрепилась в Бейруте в период с 1772 по 1774 год, Али-Бей осознал необходимость использовать эту поддержку. В марте 1773 года он со своей армией отправился в Египет, однако победу одержал Абу Аль-Дахаб, а Али-Бей был убит.
После смерти Али-Бея и закрепления России в Бейруте, Захир Аль-Умар начал переговоры с османскими властями через переписку с Абу Аль-Дахабом. Переговоры прошли успешно, и в начале 1774 года власти издали указ, признающий его власть над регионами и городами Сайда, Акка, Хайфа, Яффа, Рамалла, Наблус и Цфат, то есть над большей частью территории Палестины и Ливана.
Уход России, конец жизни и победа
21 июля 1774 года русско-турецкая война закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского договора. Под давлением крупных европейских держав, не желавших, чтобы Россия сохранила свои завоевания, империя начала уходить из региона восточного Средиземноморья.
В мае 1775 года Абу Аль-Дахаб начал вторгаться в провинции Шама. Оттоманский султан Абдул-Хамид I приказал наместникам в провинциях и санджаках Шама сотрудничать с египетской армией и присоединиться к ней. Юсеф Аль-Шихаби также решил присоединиться к османам.
Абу Аль-Дахаб разрушил Яффу. Как пишет Майкл Саббах в своей книге «История шейха Захира Аль-Умара аз-Зейдани, правителя Акки и Цфата», Мухаммед-бей Абу Аль-Дахаб приказал своим людям разграбить города и предать мечу всех, кто там находился, будь то мусульман, христиан или иудеев, местных жителей или приезжих. Затем он приказал выложить пирамиды из голов убитых, чтобы вселить ужас в правителей и жителей провинций и убедить их не оказывать сопротивление.
Однако 10 июня 1775 года Абу Аль-Дахаб умер от болезни на горе Кармель, и египетская армия покинула Шам. В августе 1775 года османы начали в регионе вторую военную кампанию. В том же месяце в своей столице погиб Захир Аль-Умар и Ахмед-паша Джеззар был назначен правителем Сайды и Акки.
В 1780 году Джеззар направился к югу Ливана, уничтожил Джебель-Амель и ликвидировал ряд шиитских лидеров. Насиф Аль-Нассар был убит 24 сентября 1781 года в решающем сражении под деревней Ярун, и следствием этого поражения стала ликвидация автономии шиитов на юге Ливана во времена Османской империи.
Российские завоевания
Согласно договору, положившему конец войне с османами, Россия добилась гораздо больших приобретений в сфере торговли, чем в сфере политики. Так, Россия наладила отношения с торговцами Шама и Египта и открыла для себя новые рынки, которые стали приносить стране большую пользу, нежели военная слава. Это продолжалось до падения Османской и Российской империй по итогам Первой мировой войны.