Серьезный резонанс вызвали многочисленные сообщения иностранных СМИ о том, что путинская администрация требует от энергетических корпораций и региональных администраций организованно предоставлять «хорошие новости», подтверждающие отсутствие проблем с государственным управлением. Президент Путин объявил о своем намерении баллотироваться на президентских выборах, которые пройдут в марте будущего года, и эксперты полагают, что администрация президента хочет улучшить имидж власти. При этом, наоборот, может возникнуть впечатление, что власти испытывают неуверенность.
Еженедельные сроки исполнения
По информации агентства Reuters, в октябре этого года министерство энергетики России требовало от 45 государственных и частных энергетических компаний, включая Роснефть, Газпром, Новатэк, еженедельно предоставлять информацию о преодолении управленческого кризиса благодаря государственной помощи, об увеличении производства, а также найма.
В соответствии с информационным бюллетенем, который раздобыло Reuters, от компаний требовалось предоставлять подобный отчет в понедельник или самое позднее в первой половине дня вторника. Правительство России дало подробные указания вплоть до назначения ответственных, которые должны сливать информацию журналистам, а также формата, в котором должен быть предоставлен отчет.
Стало известно, что в этом проекте принимал участие первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Предполагается, что был подготовлен проект обеспечения СМИ «хорошими новостями», которые подчеркивали улучшение жизни россиян.
Энергетические круги представляют собой хребет российской экономики. Предполагается, что налоговые поступления от газовых и нефтяных предприятий составляют примерно половину доходов российского правительства. Очевидно, что власть требует предоставлять позитивную экономическую информацию в основном именно от таких компаний, которые стабильно пользуются спросом, несмотря на экономические санкции.
Привлечение звезд?
BBC передает аналогичные новости. Есть информация, что администрация российского президента требует предоставлять соответствующую информацию через различные министерства и ведомства. Были уведомлены не только энергетические, но и транспортные, а также промышленные компании. Правительство предоставляет отчеты СМИ, которые демонстрируют лояльность власти. Суть проекта в том, чтобы эта информация распространялась в качестве новостей. По информации BBC, российские звезды неожиданно начали рекламировать региональные администрации на своих страничках в социальных сетях. Многие подозревают, что это связано с правительственным PR-проектом.
Россияне недовольны экономикой
Рейтинг президента Путина, который 6 декабря объявил о своем намерении принять участие в президентских выборах, превышает 80%. Победа ему обеспечена. Между тем эксперты полагают, что подобный высокий рейтинг сложился из-за отсутствия выбора у народа: видных оппозиционных кандидатов отстранили от президентской гонки. Если Путин победит, вероятно, у россиян усилится чувство безысходности и недовольство тем, что не происходит никаких перемен. Особенно беспокоит экономика. Российская экономика начала постепенно расти. Во втором квартале 2017 года рост ВВП составил 2,5%. По прогнозам, положительный рост будет наблюдаться весь год.
При этом нельзя отрицать, что это отскок от кризисной ситуации, которая сложилась после событий на Украине 2014 года. За последние два года зарплата россиян сократилась примерно на 10%. Также эксперты отмечают серьезное расслоение в обществе. Региональные администрации, испытывающие финансовые затруднения, часто обращаются за помощью к центральной власти.
Более того, на фоне сокращения иностранных инвестиций в энергетическую сферу в связи с западными экономическими санкциями «совершенно непонятно, что именно может обеспечить экономический рост», — констатирует источник в российско-японских торговых кругах.
Отдельные СМИ уже начали специализироваться на «хороших новостях», это говорит о том, что они взяли под козырек. Тем не менее эксперты предупреждают: если возникнет шумиха вокруг государственного PR-проекта, это, наоборот, приведет к росту недоверия россиян к СМИ.